Страницы раздела "Психологическое кино"

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМ БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ В МИРЕ, ОТРАЖАЕМЫХ СОВРЕМЕННЫМ КИНЕМАТОГРАФОМ

В течение десяти лет я веду небольшой тренинг для специалистов, обучающихся практике психологической помощи. В основном, это студенты-психологи, избравшие специализацию в области индивидуального, группового или семейного психологического консультирования. К сожалению, обучение в вузе не обеспечивает возможности систематического наблюдения и осмысления проблемных жизненных ситуаций реальных клиентов.

Просмотр и обсуждение фильмов, раскрывающих жизненные проблемы наших современников, в какой-то степени позволяет компенсировать этот недостаток - дискуссии об увиденном заметно развивают умение анализировать процесс межличностного взаимодействия, мотивы и смысл человеческих поступков, понимать закономерности, определяющие поведение человека в социальном окружении.

Предметом для наблюдения и анализа здесь являются персонажи специально отобранных художественных фильмов. В ряде случаев эти фильмы сняты на основе реально происшедших событий; другие — являются авторскими попытками отразить средствами киноязыка актуальные реально существующие проблемы современного человека.

В первом разделе блога представлены эссе, напсанные и выложенные участниками семинара-тренинга после просмотра и обсуждения некоторых фильмов.

Второй раздел содержит список "психологических" фильмов, которые я собрал и оформил в подобие тематического справочника на основе публикаций в теме "Психологическое кино" на форуме В17
http://www.b17.ru/forum/topic.php?id=13&prt=395

Уважаемые гости, приглашаю вас принять участие в обсуждении "психологического кино"! Если вы видели какие-то из представленных здесь фильмов, и хотите поделиться своими впечатлениями, - просто добавьте свой комментарий, регистрация при этом не требуется!

В публикациях сохраняется исходная орфография и пунктуация, литературная редакция не осуществляется.

Сообщения, содержащие обсценную лексику, оскорбления или экстремистские призывы не публикуются.



Морфий


Морфий
Режиссер Алексей Балабанов
Актеры Леонид Бичевин, Ингеборга Дапкунайте, Андрей Панин, Светлана Письмиченко, Сергей Гармаш, Юрий Герцман, Юлия Дайнега, Алексей Истомин, Александр Мосин, Катарина Радивоевич, Ирина Ракшина, Валерий Синельников, Елена Андреева, Валерий Васильев, Виктор Винтер, Людмила Горелова, Лидия Доротенко, Надежда Жарикова, Валерий Зайцев, Олег Корытин, Александр Малявин, Василиса Миридонова, Алексей Полуян, Владимир Сапунков, Светлана Тучина, Дарья Циберкина, Татьяна Чижова, Даниил Шигапов

Сценарий Сергей Бодров-мл.
Оператор Александр Симонов
Продюсеры Сергей Сельянов
Производство кинокомпания СТВ.
Смотреть Vkontakte

12 комментариев:

  1. Валентина Сурикова
    «Морфий» - захватывающий фильм, с жуткими сценами: муки роженицы, операция на горле девочки, полуотпиленная нога… Иногда хотелось просто закрыть глаза и не видеть всего этого ужаса.
    Алексей Балабанов показал как постепенно распадается личность молодого врача, и его социальные связи. Но у меня не возникло чувства жалости к главному герою, а лишь полное разочарование. Безумно жалко Анну Николаевну, которая искренне любила Полякова. Она переступила через себя, лишь бы только быть «ближе» к любимому.
    Почему же Поляков позволил Анне Николаевне попробовать морфий?
    Я думаю, что он осознанно выписал ей морфий, как лекарство от безответной любви.
    Поведение главного героя ни сколько не оправдываю, а лишь только осуждаю. Проблему вижу в молодости, безопытности, а главное, в безответной любви. Морфий явился тем средством, с помощью которого можно уйти от действительности, побороть в себе неуверенность и страх.
    Поляков не смог себе разрешить проявить те чувства, которые были внутри него (горе от любви, страх, ужас от действительности), а испытывал лишь страх при их проявлении.
    Таким образом, Поляков спасал и лечил от многих болезней других людей, а свою жизнь спасти так и не смог.
    Я считаю, что фильм «Морфий» актуален в настоящее время. Столько случаев, когда люди не могут научиться проявить себя на трезвую голову, но, к сожалению, конец у всех один.

    ОтветитьУдалить
  2. Лена Романова
    Просмотрев фильм «Морфий», могу сказать, что несмотря на все достаточно натуралистические сцены ампутации, операций, обугленные тела, фильм не оставил негативного впечатления, какого то неприятного осадка.
    Для меня этот фильм- типичная история наркомана с вполне логичным и закономерным концом. Морфий дал возможность молодому врачу проявить все грани своего врачевательного таланта, помог стать смелым, решительным, раскованным, в какой то степени азартным и идущим на риск делая сложнейшие операции просто посмотрев в книгу. Принимая морфий, молодой доктор Поляков становится в некотором смысле Богом для своих пациентов, способным сделать даже самые сложные операции. Возможно, что со стороны доктора употребление морфия можно рассматривать как самоуничтожение, самоубийство, растянутое во времени, потому что, будучи медиком, он, несомненно, знал о последствиях употребления морфия. Он не смог противостоять, он не смог бороться за себя, а может, и не хотел.
    В конце фильма не было жалости к главному герою, а музыкальное сопровождение создавало ощущение легкости. Пусть недолго, но он был Богом, и этот выбор он сделал сам.

    ОтветитьУдалить
  3. Илья Коган
    Фильм вызвал очень много эмоций и чувств, которые в основном несли негативный оттенок. Возникали чувства отвержения, неприязни, отвращения, удивления, понимания, сожаления. Во многих своих проявлениях чувства были направлены не столько на героя фильма, сколько к той жизненной в которой он оказался и как эта жизненная ситуация, ее атмосфера и соответственно вся сюжетная линия преподносится зрителю, со всей ее открытостью, жестокостью, грязью, отвращением, реалистичностью и натуралистичностью.
    Сюжет фильма развивается и раскрывается достаточно логично, предсказуемо и реалистично. Типичная картина течения наркотической зависимости со всеми отсюда вытекающими последствиями, третьей стадии зависимости, а именно распад личности и ее полная деградация.
    Наиболее важный вопрос по итогу фильма: почему именно этот путь выбрал для себя главный герой, молодой, перспективный, способный, смелый, ответственный врач.
    Что двигало им и сподвигло стать морфииновым наркоманом, и конечно же вопрос ради чего.
    Для меня ответами на этот вопрос стала личность главного героя, его психологические особенности, которые хорошо наблюдаемы в картине. Приехав работать на должность врача, он вел и чувствовал себя неуверенно, замкнуто, кротко. Но стоило ему попробовать дозу морфия, как он становился уверенным, решительным, расчетливым, агрессивным, оживленным. По сути, морфий как «волшебная таблетка» давал ему возможность полностью раскрыться, чувствовать себя сильнее, увереннее, как по отношению к себе, так и по отношению к окружающим. В этом состоянии, как бы отключался «родитель, наставник, адвокат и включался «ребенок» со всеми своими инстинктами и побуждениями, желаниями и скрытыми качествами, которые по некоторым внутренним причинам эго состояние «родителя» блокировало и ограничивало в обычном состоянии главного героя...

    ОтветитьУдалить
  4. ...Почувствовав это, главный герой больше не смог обходиться без этой волшебной таблетки. У него появилась психологическая зависимость от морфия и от того эффекта, который он давал. Он так и не нашел для себя мотивацию, причину, чтобы бросить, завязать с морфием. Возможно он не нашел в себе сил, чтобы справиться с этой болезнью, так уж она его привлекала.
    Как и привлекала его ,между прочим, и героиня Аннушка, которую он также подсадил на морфий, осознавая всю трагичность и финальность этого действа, но в то время, видимо не осознавая ее, как для себя так и для нее. Им действовала только одна сила , одно желание – получить очередную дозу несмотря ни на что.
    Аннушка долго сопротивлялась и виня себя за инъекции, все же смогла удержаться и решилась узнать за что же молодой врач так любит этот морфий. Попробовав, она также не смогла отказаться. Возможно, ею двигало желание быть чуть ближе к главному герою, ведь она испытывала к нему симпатию, а возможно она просто также сильно полюбила это состояние, как и он.
    Как бы то ни было, она также стала зависима от морфия психологически и возможно ее финал будет не менее трагичней, чем у главного героя.
    Финал достаточно реалистичный и, на мой взгляд, закономерный и логичный в практике наркоманов и алкоголиков. Но главное этот финал главный герой выбрал для себя сам, будучи врачом, зная чем это заканчивается. Но эти знания и осознание всей трагичности отходит для него на второй план.
    Несмотря на свою предсказуемость, концовка оказалась для меня очень удивительной, с точки зрения воплощения. Для самоубийства герой выбирает кинозал, который заполнен людьми, поголовно ржущими над фильмом. Приняв последнюю дозу морфия, герой слился с толпой, заразился их смехом и выстрели себе в голову.

    ОтветитьУдалить
  5. Настя Лукичева
    Фильм о сельском враче, его буднях и его любви к морфию. В фильме натурализм более чем оправдан - увечья, душевные расстройства и сцены операций - выглядят настолько жизненно и реалистично, что лично мне становилось очень жутко и неприятно. Тончайшая передача характеров и духа того времени, наблюдательность и точность в воспроизведении деталей, внимание к мелочам. Общая тональность фильма, скрипы деревянных лестниц, лай собаки, церкви и провинциальные улочки, телеги... все это переносило меня в то время, полностью погружая и растворяя. Очень хорошо раскрыты чувства главных героев. Но их чувства, которые переносились не меня, очень угнетали. Угнетала, то ли слабость главного героя, то ли безвыходность ситуации. Мне показалась очень правильно подобрана музыка в этом фильме. Этот фильм я смотреть бы снова не стала, только потому, что было довольно много неприятных и уж слишком реалистичных сцен.

    ОтветитьУдалить
  6. Наталия Хисамова
    Российская глубинка начала 20-го века. Скромный, интеллигентный начинающий доктор Поляков, способный в трудную минуту принимать мужественные решения. Его милая, отзывчивая ассистентка, готовая на всё ради любимого. И, конечно же, морфий. Вот главные герои картины.

    Почему Поляков становится “морфинистом”? Первый укол – по необходимости, дальше – для храбрости и уверенности в себе, для того, чтобы скрыть себя настоящего, из-за страха и, наконец, из-за физиологической потребности.

    Морфий становится спутником доктора на протяжении всего фильма. Во многом благодаря ему, благодаря морфию, герой в силах делать сложнейшие операции.

    Да, он спасает людей от неминуемой смерти, но спасает ценой своей жизни.

    Показано падение человека через наркотик. Но, прежде всего, фильм не об этом. Фильм о том, что человек сознательно идёт на это падение, понимает и принимает своё окончание. Абсолютно сознательно. И эта осознанность страшнее действия наркотика.

    ОтветитьУдалить
  7. Надя Казанкина
    В фильме раскрывается тема развития наркотической зависимости.

    Доктор Поляков, молодой врач, едет работать в сельскую больницу. Его там ожидает монотонность и серость происходящего. Помогать людям оказывается не так легко и "на помощь" приходит морфий. Сначала одна доза по необходимости, затем вторая, а за ней и все последующие.. С помощью уколов он пытается облегчить свои душевные терзания и безысходность существования в уездном городе, и даже страх перед сложной операцией отступает.

    На протяжении всего фильма не покидало чувство усталости, вялости, хотелось, чтоб побыстрее все закончилось. Музыка помогала немного разрядить эту атмосферу, она отражала ироничность поведения доктора - когда он перед каждой операцией бегал сверяться с медицинским справочником.

    ОтветитьУдалить
  8. Лоховинина Мария
    Единицы российских фильмов, которые по-настоящему зацепили, и этот фильм именно такой! Конечно фильм на любителя, наверняка кому-то покажется нудным, скучным, кому-то излишне пошлым... (и это были некоторые из мнений, которые я услышала от своих друзей при повторном просмотре картины). Но, по моему мнению, пусть так считают те, кто привык смотреть фильмы, в которых торжествует игривая условность и «киношность», в «Морфии» эта условность уходит на задний план, в «Морфии» «кино» как бы исчезает. Здесь все не понарошку. Смерть приходит незаметно, на цыпочках, а люди умирают не весело, не «в присядку», а буднично и навсегда.

    Режиссёр берет зрителя в охапку с первых кадров и не отпускает до конца. Зритель попадает в плен на первом же эпизоде — «Прибытие поезда». Клубясь парами, пыхтит паровоз в морозном дыхании на фоне нефритовых небес. Доктор Поляков приезжает на полустанок, садится в розвальни, и укутан в безбрежную овчину, едет мимо заснеженных полей, мимо тихих лесов и бесприютных погостов. На месте его уже заждались робкий, но мудрый фельдшер Анатолий Лукич, сестры милосердия: Анна Николаевна, Пелагея Ивановна и дремучий уют деревенской больницы. На улице серебрятся сугробы, в черном небе зеленеет звезда, в доме шелестит дровами горячая печка, бросая странные отблески на зеленые склянки с морфием, и лишь где-то за линии горизонта изредка пламенеет Великая Октябрьская Революция.

    Никто не заметил революции в этом фильме? А морфий (наркотик) это та же революция: эйфория, а потом конец....

    ОтветитьУдалить
  9. ...Меня очень поразила медицинская практика доктора Полякова. Она похожа на бег с препятствиями. Ампутации, осложненные роды, трахеотомия, ожоги, дежурные вызовы, борьба с дифтерией, отстрел черных волков, искусственное дыхание, реанимация неизменно сопровождаются истошным ночным криком: «Доктор, Доктор!». Но неопытный совсем еще врач с помощью стопки водки, браунинга, учебника медицины и очередной дозы морфия доблестно спасает здравоохранение всего уезда.

    Весь фильм сводится к одной простой истине: человек слаб. Сочетание в одном человеке таланта хирурга и этой слабости... И даже такие даровитые люди, имеющие точное представление об анатомии человека позволяют себе впасть в зависимость от привычки получать удовольствие от наркотика. И до последней минуты я думала, что он сумеет справиться. А ведь таких, как он, много, минута счастья в этой серости жизни...

    Напоследок: удивляет своей точностью одно из высказываний об этом фильме: «Морфий» — как прямая на кардиограмме мертвеца, бесконечно растянутая во времени точка.

    ОтветитьУдалить
  10. Антон Казачек
    История жизни и смерти одного молодого врача, ставшего морфинистом и совершившего суицид – так бы я кратко охарактеризовал сюжет фильма. Первое, что бросается в глаза, это разделенность всех сцен на части и их краткое название («Зима», «Первый укол»…), что придает определенную структуру и оформленность каждой сцены, но остается непонятным, почему режиссер использовал этот прием, ведь обычно таким образом обозначают несколько отдаленных по времени друг от друга эпизодов, хотя действия 3-4 таких сцен проходят в один и тот же день. Что хотел сказать этим режиссер? Вспоминаются стадии жизни зависимых от алкоголоя, наркотиков людей, когда последняя фаза характеризуется полным расподом личности человека. Быть может именно этой теме посвящен фильм: принимая наркотики, ты обречен жить стадиями, требуя все больше и больше дозу и вскоре придет полный конец.

    Почему же все-таки врач стал принимать морфий? Вспомним первую дозу – ее он попросил, чтобы заглушить боль от внезапной аллергической реакции, вторую же он принял без какой либо на то острой нужды. Почему же тогда?

    Первая ночь в деревне. Крик разбудил доктора. На полу в конвульсиях лежал больной, и врач решил сделать ему искусственное дыхание, несмотря на предложения «бывалых» этой больницы оставить его помирать. Он не побрезговал без марлевой повязки делать искусственное дыхание. Зачем? Быть может молодой врач, только что окончивший обучение, быть настолько «полон сил» и желания реализовать себя в этой профессии, не зря же все врачи дают клятву. Но его первый пациент погиб. Несомненно это было для него глубоким личным поражением, тем более вскрытие ему запретили проводить...

    ОтветитьУдалить
  11. ...Вторая операция-тяжелые роды. Именно перед ними ему сделали первый укол. Морфий оказал благоприятное влияние и операция прошла успешно.

    Скорее всего именно это «помогло» найти более легкий способ быть героем в глазах других, расскрывать свое мастерство, но есстесственно он как врач понимал о привыкании и дальнейшем увеличении дозы морфия. Но выбор был сделан.

    Так чему же учит фильм? Первое, что приходит на ум – живи полной жизнью, не прибегая к разного рода активным веществам. Быть самим собой лучше, чем сидящим на игле героем.

    После просмотра фильма я в очередной раз убедился, что жизнь с всякого рода химической и психологической зависимостью не приносит радости, она похожа на замкнутый круг, разорвать который способен только сильная личность. Но, к сожалению, это удается далеко немногим.

    ОтветитьУдалить
  12. Юлия Богданова
    "Морфий". Этот фильм снят А. Балабановым по мотивам "Записок молодого врача" М. Булгакова.
    "Морфий". Это без преувеличения то кино, о котором смело можно сказать- оно не для слабонервных!
    Если Вы любите красивые истории о любви или полные захватывающих моментов экшны, "Морфий" не для Вас+.
    Этот фильм для тех, кто не любит бежать после просмотра дальше по своим делам; сидит в кинозале, глядя на титры; для тех, кто любит заглядывать внутрь себя+..
    "Морфий". Он не оставляет равнодушным+..
    Сюжет фильма достаточно прост: молодой доктор Поляков приезжает в провинциальную больницу помогать людям лечить. Но силы до конца не рассчитаны и на помощь спешит Морфий. Именно он становится спутником героя на протяжении всего фильма. Им он снимает стресс и душевные терзания. Врач, столкнувшийся со всеми недугами, врачует и облегчает боль других людей, но не может вылечить себя, он старается оправдаться перед собой и другими, что не наркоман, но Морфий все глубже проникает в его подсознание, разрушает и подчиняет себе его личность.
    В течение двух часов я пережила ужас, ненависть, презрение, негодование+ Удивление талантом молодого врача, который (правда, тайком подглядывая в учебники) прекрасно делал операции тяжелейшим больным, спасал их от неминуемой смерти+. и не смог спасти себя от наркотической зависимости+.
    Или не захотел??
    В картине показаны с шокирующей правдоподобностью операции, которые приходится делать молодому врачу- чего стоят ужасающие крупные планы ампутации, разрезание горла маленькой девочке!!! Полякову удаётся стать универсальным врачом и он действительно творит чудеса, но до той поры, пока его собственное внутреннее разложение, вызванное морфием, не доходит до критической отметки. +..А из патефона звучат задушевные романсы++
    Режиссер показывает нам человека, который завяз в собственной жизни, как в болоте, который бежит от безысходной реальности в ещё более безысходную зависимость, и чья смерть не изменит ничего в этом мире. Показывает нам распад талантливой яркой личности, драму и крах в общем-то хорошего человека. Такой вот реквием по мечте. Впрочем, это исключительно in my humble opinion+
    Сам А. Балабанов сказал: "Морфий"- фильм о гении, который умирает".

    ОтветитьУдалить

Спасибо, что решили принять участие в обсуждении! Ваш комментарий будет опубликован при следующих условиях: он написан на литературном русском языке, соответствует теме форума - рассказывает про Ваши впечатления о фильме и при этом не нарушает законодательство РФ.