Страницы раздела "Психологическое кино"

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМ БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ В МИРЕ, ОТРАЖАЕМЫХ СОВРЕМЕННЫМ КИНЕМАТОГРАФОМ

В течение десяти лет я веду небольшой тренинг для специалистов, обучающихся практике психологической помощи. В основном, это студенты-психологи, избравшие специализацию в области индивидуального, группового или семейного психологического консультирования. К сожалению, обучение в вузе не обеспечивает возможности систематического наблюдения и осмысления проблемных жизненных ситуаций реальных клиентов.

Просмотр и обсуждение фильмов, раскрывающих жизненные проблемы наших современников, в какой-то степени позволяет компенсировать этот недостаток - дискуссии об увиденном заметно развивают умение анализировать процесс межличностного взаимодействия, мотивы и смысл человеческих поступков, понимать закономерности, определяющие поведение человека в социальном окружении.

Предметом для наблюдения и анализа здесь являются персонажи специально отобранных художественных фильмов. В ряде случаев эти фильмы сняты на основе реально происшедших событий; другие — являются авторскими попытками отразить средствами киноязыка актуальные реально существующие проблемы современного человека.

В первом разделе блога представлены эссе, напсанные и выложенные участниками семинара-тренинга после просмотра и обсуждения некоторых фильмов.

Второй раздел содержит список "психологических" фильмов, которые я собрал и оформил в подобие тематического справочника на основе публикаций в теме "Психологическое кино" на форуме В17
http://www.b17.ru/forum/topic.php?id=13&prt=395

Уважаемые гости, приглашаю вас принять участие в обсуждении "психологического кино"! Если вы видели какие-то из представленных здесь фильмов, и хотите поделиться своими впечатлениями, - просто добавьте свой комментарий, регистрация при этом не требуется!

В публикациях сохраняется исходная орфография и пунктуация, литературная редакция не осуществляется.

Сообщения, содержащие обсценную лексику, оскорбления или экстремистские призывы не публикуются.



Юрьев день


Юрьев день

Режиссёр: Кирилл Серебренников
Сценарий: Юрий Арабов
Продюсер: Наталья Мокрицкая
Оператор: Олег Лукичев
Художник: Юрий Григорович
В ролях: Ксения Раппопорт, Роман Шмаков, Евгения Кузнецова, Сергей Сосновский, Андрей Смирнов
Продолжительность: 120 мин.
2008.
Смотреть Vkontakte

11 комментариев:

  1. Валентина Сурикова
    Фильм очень интересный, и на одном дыхании смотришь и думаешь: А что же дальше? Затем понимаешь, что режиссер уводит главных героев от банального сюжета, и от этого становится еще интересней. Внутри все переворачивается и возникает внутренний протест, когда главная героиня ищет своего сына, совершает нелепые (по моему мнению) поступки.
    В наше время не удивляешься, когда наблюдаешь картину, что родители полностью заняты своей работой или устраивают личную жизнь, а дети предоставлены сами себе. Так и в этом фильме, мать не знает и не понимает собственного двадцатилетнего сына. Она плывет себе спокойно по течению и не задумывается ни о чем. Но как только жизнь превозносит трудности, Любовь Павловна переосмысливает свое прошлое. Она смогла вернуться из больших городов, концертных залов, роскоши и богатств к реальной жизни. Но стоило ей это немалых усилий.
    С большим интересом наблюдаешь не только за внешними событиями, но и за внутренними изменениями, которые происходят с главной героиней: куда движется ее душа, как она развивается.
    Для меня до сих пор остается загадкой, что именно режиссер хотел сказать своим произведением. Он в концовке оставляет огромную почву для размышлений.

    «Каждая история имеет конец, но в жизни, каждая история имеет начало»

    ОтветитьУдалить
  2. Лена Романова
    На мой взгляд очень многозначный и моногосмысленный фильм. Каждый просмотревший найдет в нем что-то свое. Для меня этот фильм оказался достаточно тяжелым. Во время и после просмотра фильма было достаточно много негативных эмоций- негодование, злость, возмущение, огорчение, призрение и т.д.
    Однако фильм заставил задуматься о смысле существования, о том на самом ли деле то место куда мы идем, то дело которым мы занимаемся, где мы себя ищем, является той истиной, является нашим предназначением? И знаем ли мы на самом деле наше истинное Я? Такие ли мы есть на самом деле, какими стремимся быть? И то ли к чему мы стремимся и пытаемся добиться, действительно является тем ради чего стоит жить? А может быть все намного проще чем нам представляется, а может быть все намного ближе?
    Для меня фильм «Юрьев день» рассказывает о поиске смысла жизни главной героини. На мой взгляд, она отказалась от своей прошлой жизни и осталась в этом городе, так как ей здесь было намного уютнее, комфортнее, спокойнее, здесь оказалось ее место, тут она смогла стать той, кем она на самом деле являлась, здесь появился новый смысл жизни. Она нашла то, что искала. Быть может героиня в поисках сына забывает, кто она есть на самом деле и решает навсегда остаться в этом городе а может она находит истинную себя немного хамоватую, простую русскую бабу Люсю.

    ОтветитьУдалить
  3. Илья Коган
    Очень загадочный и необычный фильм, пропитанный духом символики, и поиска себя в этой жизни произвел на меня сильное впечатление. Загадочность и в то же время обыденная реальность(порой очень жестокая, пошлая пропитанная грязью и ненавистью) вызвали множество противоречивых чувств к данной картине и к ее героям.
    Фильм носит глубокий психологический смысл и является скорее притчей, сказкой, а не реальным жизненным опытом, хотя если присмотреться, то все происходящее близко к реальности, к каждому из нас.
    Целью автора фильма, было донести до зрителя тот глубокий смысл, скрывающийся за символичностью и метафоричностью происходящего, который каждый из нас поймет по-своему, т.к. каждый увидит в этой картине что-то свое, как видимо и режиссер видел и показал нам в фильме что-то «свое», но в тоже время, относящееся к каждому. Это и такие фундаментальные категории жизни как смысл существования, проблема выбора, свобода, поиск и познание себя, ну и конечно же трудности человеческих взаимоотношений, проблема непонимания людьми друг-друга и многое другое.
    Главная героиня фильма проходит свой новый этап жизненного пути, который кардинально отличается от ее прошлой жизни. Что привело ее именно к этой жизни, в чем был смысл этого испытания и что ей было необходимо вынести, чтобы попасть на новую ступень жизни, возможно также отличающуюся от привычной ей реальности, за которой она не видела истины. Та жизненная ситуация, в которой оказалась героиня фильма увидев оборотную сторону жизни, заставила ее переосмыслить, пересмотреть свои ценности, убеждения, взгляды на жизнь, увидеть смыслы, которых ранее она не замечала. Судьба преподнесла ей тяжелые испытания, целью которых было обратиться к своему нутру, заглянуть в свою душу и что-то изменить. Пройдя ужас, страх, жестокость, злобу, обиду и разочарования , героиня обретает смысл, как некое абстрактное экзистенциальное понятие. Она переходит на новый жизненный этап с очень ценным организмическим опытом, и обретенным смыслом.

    ОтветитьУдалить
  4. Наталия Хисамова
    Фильм тяжёлый. Город мрачный. Вместе с его обитателями. Ни одного красивого плана. И человека.

    Всего один день, который всё меняет. Юрьев день. В этот день на Руси крепостные могли перейти от одного хозяина к другому, от одной несвободы к другой. Кто и куда переходит здесь?

    Главная героиня. Из одной себя в другую. Из одной жизни в другую. Падение это или очищение – каждый решает сам. Всё это похоже на страшный сон. Но, возможно, это и есть истина. Верно одно, теперь она не известная оперная певица Люба, а грубая уборщица Люся. И сын её – не строптивый подросток, а случайный утопленник; или рассеянный юноша, бежавший в монастырь; или же молодой пациент туберкулёзной палаты тюремной больницы. И голоса нет, и волосы ужасно рыжие.

    И, к слову, никто не позиционирует этот фильм как добрый. Это другое кино. Фильм сильный и сложный во всех отношениях. Смотреть стоит. Если готовы. И чтобы составить своё мнение.

    И последнее, умейте посмотреть на себя чистого, умытого, красивого и увидеть среди всего этого “гибнущую от духовного удушья душу”.

    ОтветитьУдалить
  5. Надя Казанкина
    Фильм довольно сложный, неоднозначный.

    Сразу после просмотра не хочется размышлять, а хочется прислушаться к своим ощущениям, погрузиться в них.

    Юрьев день - день перемен. В фильме показан "переход" души из одного тела в другое, трансформация человека.. То ли это социальная деградация, то ли - духовное очищение. В любом случае, каждый делает вывод сам для себя.

    ОтветитьУдалить
  6. Мария Лоховинина
    В фильме «Юрьев День» тесно и неразрывно в какой-то пьяной агонии умирающего городка переплетены и мистика, и религия, и патриотизм, и поэтическая ностальгия. Здесь показано внутреннее уродство России на фоне её красоты. Причём последовательность этих высказываний по ходу фильма меняется.

    В этой картине жанр: драма, приближается к трагедии, авторы картины растворяют в фильме и зрителя. После просмотра ходишь с подкошенными ногами, словно и не кино это было вовсе, что отчасти, правда. Серебренников заставил зрителя не смотреть, а поглощать. Лента как тяжелый, но, все же, культурный опыт. Как результат, «Юрьев день» походит на пребывание над бездной, где не ты смотришь в неё, а она смотрит на тебя. Ощущение, честно говоря, не из приятных. Ощущение какого-то дурного и бессмысленного сна. Причём это сон, как мне казалось, должен был закончиться так называемым «happy end», но он всё длился и длился, и я никак не могла проснуться.

    Героиня напоминает мне великомученицу, которая ради прощения Божьего готова отрешиться от всех земных благ.

    Находясь в состоянии аффекта, не понимаешь, что происходит, забываешься и все ждешь того, что, кажется, вот произойдет. Постепенно, не замечаешь, как опускаешься, и тебе кажется это нормой. Жизнь может измениться за одно мгновение.

    ОтветитьУдалить
  7. Антон Казачек
    Увидев этот фильм, у меня еще долгое время, порядка двух дней, было отвратительное настроение. Это было связано с тем, что сцены увиденные мной в фильме были настолько негативными по своей энергетике, что казалось – хуже уже некуда. Хотя умом я понимал – такого в жизни быть не может, в жизни все намного проще: вокруг полно друзей, которые в любой момент придут на помощь. Но! Но наверняка именно в этом была цель, с моей точки зрения, у автора сценария и режиссера: заставить (именно заставить, потому как на легкий намек даже речи не идет) зрителя поставить под сомнение иллюзию того, что рядом «верные и порядочные» друзья, готовые прийти на помощь. Вспоминается приезд героини с ее сыном в этот провинциальный городок: если описать в двух словах впечатления от горожан, то я бы назвал этот так – слепота по отношению к окружающим, регидность мышления и склонность к формальностям.

    Анализируя поступки главной героини, первое что приходит на ум – сравнение ее с героями библейских мотивов, которые ради прощения Божьего готовы отрешиться от всех земных благ. Для меня было дикостью то, как известная на всю страну оперная певица превращается из звезды в обыкновенную «русскую бабу».

    Удивило меня еще и то, как как ведется следствие, какое отношение к выловленному в проруби трупу. Создалось впечатление, что все что ни делается в этом маленьком мире (а этот городок явно изображает нашу повседневную жизнь), все это делается для «проверяющего дяди», для того, чтобы на бумажке что-то формально было записано, а раз нет человека – значит нет и проблем...

    ОтветитьУдалить
  8. ...Общее впечатление от фильма – двойственное. С одной стороны, чувствуется профессионализм режиссера, сцены в фильме сняты грамотно, и лично на меня визуальная «картинка» оказала глубокое воздействие и дня 2-3 еще обдумывал этот фильм в голове. С другой стороны, хочется высказать лично автору сценария и режиссеру: зачем всю эту «грязь» выливать на зрителя? Зачем показывать всю поднаготную жизни зеков? Зачем весь этот душевный негатив выплескивать в массы? Есть добрые фильмы, посмотрев которые, хочется жить, хочется радоваться окружающим, хочется творить на благо общества. Увидев эту картину, закрадываются сомнения в людях, накапливается к ним недоверие, отчуждение и злоба.

    Если вам хочется получить огромную дозу негатива и очень глубоко задуматься о тайном смысле, который вложил автор – добро пожаловать на просмотр фильма «Юрьев день»!

    ОтветитьУдалить
  9. Богданова Юлия
    "Юрьев день" "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день" Пожалуй, начну сначала. Юрьев день (осенний)- дата, с которой в России связывалось осуществление права перехода крестьян от помещика к помещику. Юрьев День - это и славянский религиозный праздник, празднуемый разными славянскими народами неодинаково, но едино посвященный плодородию, жизни, детям и родной земле. "Юрьев день" -это также и название нового творения К. Серебренникова. Какой же смысл заложен в этом названии? Что хотел сказать нам режиссер? Зачем снял этот фильм? Кто является его адресной аудиторией? Начинается картина Юрьев день с того, что богатая и известная оперная певица по имени Любовь хочет вместе с сыном уехать из России в Австрию, в Вену. Сын скептически относится к этому желанию и высказывает свое видение будущего - жизнь в Москве. Любовь убеждает его, а перед отъездом из России они вместе едут на родину Любови - в городок Юрьев попрощаться с родной землей. Любовь ненадолго засыпает на скамеечке, а когда просыпается, сына уже нет. Он исчез. Как будто растворился в воздухе этого серого, неприветливого города. Затем начинаются безуспешные поиски, скитания, мучения главной героини. Фильм весь буквально пропитан различными символами, мистицизмом+. Пьяный брат с ножом в руках, главное лекарство-самогон, валенки, одинаковый цвет волос у всех женщин+ Картинки мелькают перед глазами, и все это время не покидает какое-то щемящее чувство боли, разочарования и печали+ Мне показалось, что этот фильм можно оценивать скорее как фильм-ощущение, фильм-метафора, фильм-притчу о превращении гламурной героини в посредственную провинциалку, о внутреннем поиске героиней своего истинного "Я". Смысл "Юрьева дня" не лежит на поверхности и не так прозрачен+. Что ж+ По всей видимости зрителю необходимо проделать самостоятельные шаги на пути к пониманию глубинного смысла данного творения! Это кино, которое требует особого настроения и особой настроенности. На любителя. Я не любитель

    ОтветитьУдалить
  10. Гарафутдинова Вика. ФСРПиП 5А.
    Один из моих любимых фильмов, жаль, что на спецкурсе мы его не посмотрели. На мой взгляд, это история о многих вещах: о слабости, жертвенности, становлении личности, тяжелых испытаниях, надежде и вере. Фильм тяжелый, не спорю, он с первых кадров держить зрителя в напряженном ожидании счастливого конца, которого не будет. Самым впечатляющим моментом для меня является конец. В нем всё. Главная героиня влилась в жизнь этого насленного пункта, в течение всего фильма она сопротивлялась ему, боролась с ним, а в конце стала его частью, и со смирением и надеждой осталась ждать своего сына, осознавая, что не дождется. Принятие реальности, какой бы она не была, кажется мне ключевой идеей фильма.

    ОтветитьУдалить
  11. Юрьев день… Я к этому фильму возвращаюсь снова и снова.
    Изначально в этот день Георгий (тот, что на Руси Победоносец) дал свободу своим рабам.
    Вот и героиня фильма обрела свою свободу в поисках сына. Ведь дети – это продолжение нашего Я. Все едино в этом мире. Границы только в наших головах. И она и ее сын и мы … все взаимосвязано и растворено друг в друге. А когда границы падают, то исчезает страх и становится понятно, что нет по сути никакой разницы где жить, где петь – на сцене в ЛаСкала или в маленькой церквушке. Душа жаждет одного – мира, просветления и прощения

    ОтветитьУдалить

Спасибо, что решили принять участие в обсуждении! Ваш комментарий будет опубликован при следующих условиях: он написан на литературном русском языке, соответствует теме форума - рассказывает про Ваши впечатления о фильме и при этом не нарушает законодательство РФ.