Страницы раздела "Психологическое кино"

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМ БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ В МИРЕ, ОТРАЖАЕМЫХ СОВРЕМЕННЫМ КИНЕМАТОГРАФОМ

В течение десяти лет я веду небольшой тренинг для специалистов, обучающихся практике психологической помощи. В основном, это студенты-психологи, избравшие специализацию в области индивидуального, группового или семейного психологического консультирования. К сожалению, обучение в вузе не обеспечивает возможности систематического наблюдения и осмысления проблемных жизненных ситуаций реальных клиентов.

Просмотр и обсуждение фильмов, раскрывающих жизненные проблемы наших современников, в какой-то степени позволяет компенсировать этот недостаток - дискуссии об увиденном заметно развивают умение анализировать процесс межличностного взаимодействия, мотивы и смысл человеческих поступков, понимать закономерности, определяющие поведение человека в социальном окружении.

Предметом для наблюдения и анализа здесь являются персонажи специально отобранных художественных фильмов. В ряде случаев эти фильмы сняты на основе реально происшедших событий; другие — являются авторскими попытками отразить средствами киноязыка актуальные реально существующие проблемы современного человека.

В первом разделе блога представлены эссе, напсанные и выложенные участниками семинара-тренинга после просмотра и обсуждения некоторых фильмов.

Второй раздел содержит список "психологических" фильмов, которые я собрал и оформил в подобие тематического справочника на основе публикаций в теме "Психологическое кино" на форуме В17
http://www.b17.ru/forum/topic.php?id=13&prt=395

Уважаемые гости, приглашаю вас принять участие в обсуждении "психологического кино"! Если вы видели какие-то из представленных здесь фильмов, и хотите поделиться своими впечатлениями, - просто добавьте свой комментарий, регистрация при этом не требуется!

В публикациях сохраняется исходная орфография и пунктуация, литературная редакция не осуществляется.

Сообщения, содержащие обсценную лексику, оскорбления или экстремистские призывы не публикуются.



Ученик

Год: 2016
Страна: Россия
Режиссер: Кирилл Серебренников
Время: 01:58:29
В главных ролях: Виктория Исакова, Петр Скворцов, Александр Горчилин, Юлия Ауг, Александра Ревенко, Антон Васильев, Николай Рощин, Светлана Брагарник, Ирина Рудницкая, Марина Клещева


14 комментариев:

  1. ППО-41
    Усова Анна
    Фильм «Ученик» вызвал у меня в начале чувство жалости к мальчику, в плане того, какие у него отношения с матерью (она постоянно на него кричала как дома, так и в школе).
    Дальше фильм вызвал заинтересованность, было интересно проследить, что будет дальше и чем закончится. В конце у меня возникло чувство отвращения к мальчику, к тому, как он себя ведет, особенно, когда он избил своего друга. В середине фильма чувство жалости было уже к матери, особенно, когда ее сын оборвал у себя в комнате все обои и устроил полный беспорядок.
    В фильме затронута тема религии, в фильме представлены как минимум 2 религии (учительница-еврейка). Даже в нашей аудитории началась бурная дискуссия, по поводу, кто верит, а кто нет.
    Для меня фильм показался сложным для восприятия, так как тема религии – тема не однозначная для обсуждения. И я считаю, что не нужно навязывать кому-то свою точку зрения, во что верить, как жить, придерживаться или нет библии.


    ОтветитьУдалить
  2. Баженова Александра ППО-41
    Фильм мне в целом понравился, ведь в нем подняты настоящие проблемы подросткового возраста, с которыми может столкнуться каждый ребенок.
    Главным герой – мальчик Венеамин, который «погрузился с головой» в библию, идет наперекосяк всем принятым в обществе нормам и правилам, чем привлекает внимание как со стороны учителей, так и со стороны сверстников. Никто не может и не хочет его понять, даже мама не собирается принимать новый образ жизни сына.
    Чувства от просмотра фильма у меня противоречивые, с одной стороны хорошо, что он нашел себя, свой собственный жизненный путь, но с другой стороны, этим выбором он принес много неудобств и проблем окружающим его людям. Возможно таким образом он пытался привлечь к себе внимание либо так всерьез увлекся библией, что не осознавал к чему это все может привести.

    ОтветитьУдалить
  3. Куваева Мария ППО-41

    Анализируя фильм, задаешься вопросом: есть ли в нем положительные герои? В этот момент задумываешься: а есть ли в жизни такой человек, которого можно назвать "положительным"? Есть ли право карать других, «греша» самому? На протяжении всего фильма появлялось еще множество вопросов, на большую часть из них я до сих пор не могу ответить.
    Если ты не можешь идентифицировать себя с одноклассниками, получить с их стороны помощь, понимание, то будешь ли ты добиваться их внимания или лучше принизить их в собственных глазах? Можно предположить, что, обратившись к религии, Вениамин нашел способ наказать всех, попрекнуть неправедностью их поступков и мыслей. Интерес одноклассницы стал для него подтверждением правильности выбранного пути.
    Нужно ли смотреть и обсуждать подобные фильмы? Конечно да. В фильме прослеживаются проблемы различного характера: семейное воспитание, религиозное воспитание и наука, любовь и вера, педагогический статус в глазах людей, отношения в юношеском коллективе и др.

    ОтветитьУдалить
  4. Козобова Мария ППО-41.
    В фильме «Ученик», в центре сюжета представлена история о юноше Вениамине. В начале фильма показано как мать Вениамина постоянно им недовольна и все время на него кричит. Мне было очень жалко мальчика. Затем в школе Вениамин отказывается ходить на плавание. Сначала мне были не понятны причины его отказа. Но потом он аргументировал это тем, что это нарушает его религиозные убеждения. Ни кто его не понимает. Он везде ходит с библией. Мальчик стал религиозным фанатиком и постепенно затягивающим в мракобесие свое окружение и всю школу. В фильме демонстрируются две крайности: с одной стороны это как раз таки религиозный фанатизм, а с другой стороны это западная модель образования с сексуальным просвещением и оправданием гомосексуализма. Данный фильм демонстрирует нам все опасности религии(религиозного фанатизма). Мне было не по себе, когда Вениамин выкидывал все вещи из своей комнаты и заколачивал окно. Я испытала чувство страха в тот момент, когда он избил своего единственного друга. В дальнейшем Вениамин вызывал у меня лишь чувство отвращения. Очень жутким мне показался момент, когда он увидел у себя в квартире распятого Иисуса. На мой взгляд главный герой сам не понял суть религии. Так как он, веря в бога и его существование, сам нарушает заповеди библии(не убей и не солги). Мне было интересно наблюдать за сценой, где учительница биологии стала противостоять фанатизму Вениамина с помощью его же оружия(библии). Это очень сильно злило его. И он пытался ее убить. Финал для меня показался неоднозначным. Но я советую посмотреть данный фильм. Так как он затрагивает проблемы различного характера и заставляет задуматься о многом.

    ОтветитьУдалить
  5. Общество очень интересным для меня образом стремиться разузнать и понять проблемы детей и подростков, с которыми оно имеет дело, сквозь работающие перед их глазами и для их ушей и сознания телевизоры, телефоны, компьютеры, сквозь собственные непоколебимые мнения, сквозь не всегда нравственные, но все же устоявшиеся нормы морали, сквозь проблемы собственного возраста и кризисы, приходящие «по расписанию».
    Вот таким кризисом «по расписанию» но не возраста, а составляющей школьной системы и стал Южин. Ученик, который впал в отдельно взятый элемент образования – школу, внешне напоминающую протестантскую церковь, а по внутреннему устройству схожую с клоакой, как иголка, выпавшая из рук нерадивой творительницы (его матери) и рассекающая воздух, цепляясь за малейшие препятствия, меняющие вектор движения (в данном случае движения его православной мысли). Препятствий на его пути было много. И «слишком прозорливая» и нечестолюбивая мать, и падение нравственности на уроках физической культуры, проходящих в бассейне, и излишне «правильная» и борющаяся за порядок, не обеспечивающий благополучия учителей и учеников, директор, и крайне назойливая классная руководительница, и одноклассники, своим поведением обижающие калеку, и стремление к исцелению друга-гомосексуалиста, и излишний свет и удобство собственной комнаты, и сложности совладения с физиологией в пубертатный период, и спорный урок полового воспитания, и вызывающая теория эволюции, идущая в разрез с «библейскими заметками», и «ненастоящий» инаковерец-священник, преподаватель православной культуры, и многое-многое другое. Он с ними не справился. Никто не поймал его, не прервал его губительный полет (мысли), и он, согласно эффекту бабочки, стал страшной причиной изменений многих жизней.
    В его «искренней» вере, что приверженность православным заповедям и канонам всех спасет, я не увидела истинной религиозности, которая, по заверения Э. Фромма, состоит не в слепом повиновении, подобного тому, которым живет трехлетний ребенок, которому нужны наставления и учитель только в ситуациях противоречий, а в методичном устройстве своей жизнедеятельности в соответствии с принципами отца-помощника, которое не будет явно выставляться на показ и противоречить благополучию окружающих. Возможно, этот человек стремился что-то показать своим поведением, чего-то достичь, выстраивал его с какой-то целью, которую я, к сожалению, пока для себя не обнаружила в достаточной для изложения мере.

    ОтветитьУдалить
  6. Пономарева Светлана, ППО-41
    В самом начале фильм вызвал во мне странное ощущение, я никак не могла определиться, каким образом мне относиться к главному герою, то ли он жертва, то ли просто большой шутник. Но, как только я поняла, что он действительно верит, в то, что говорит, мое отношение к фильму и к главному героя стало резко негативным. Примерно с середины фильма я поняла, что не хочу его досматривать и знать,чем все закончится. Правда, иногда я была даже согласна с главным героем, особенно когда он спорил со священником. На мой взгляд, режиссер хотел показать, что все неоднозначно, все в мире можно проинтерпретировать по-разному, что, собственно говоря, люди и делают. Главный герой считал себя единственно правым, хоть его понимание библии значительно отличалось от общепринятого. Я задалась вопросом, а что если и все остальные интерпретируют ее не правильно, да и стоит ли вообще принимать всерьез, то что там написано. Главный герой вел себя вызывающе, кричал, что все ведут себя не подобающим образом, хотя при этом его поведение тоже весьма отличалось от общепринятых норм. Мне его поведение показалось слегка неадекватным. Впрочем, там все вели себя очень странно, как мне показалось.
    Я думаю, что на самом деле никто не знает правды, а понятие истины очень расплывчато, иллюзорно. Каждый хочет оказаться правым, быть может по этому никто не видит суть?

    ОтветитьУдалить
  7. Юлия Чеканова7 декабря 2017 г. в 05:58

    Фильм шокирующий, но очень сильный. Две крайности: с одной стороны религиозный фанатизм, с другой - западная модель образования с сексуальным просвещением и оправданием гомосексуализма. У меня симпатии не вызывает ни один персонаж. Всё в точку - в современном обществе полностью утрачены нравственные ориентиры, а самостоятельно мыслящих людей, не поддающихся зомбированию, почти нет.
    Эта картина словно бы напоминает нам, что религиозная одержимость и следование каждой букве Библии не имеют ничего общего с истинной верой.
    Главный герой, Вениамин, избрал для себя путь наименьшего сопротивления - судить за грехи других, а не следить за своими собственными, в результате чего чуть было не вознес себя на пьедестал сына Божьего.
    Буду ли я рекомендовать к просмотру данный фильм? Да. Я считаю, что картина "Ученик" поднимает достаточно актуальные на данный момент проблемы - проблемы ценностей, семьи, религии, школьного обучения, отношений в детском коллективе и другие.

    ОтветитьУдалить
  8. Юлия Чеканова, ППО-417 декабря 2017 г. в 09:09

    Фильм шокирующий, но очень сильный. Две крайности: с одной стороны религиозный фанатизм, с другой - западная модель образования с сексуальным просвещением и оправданием гомосексуализма. Симпатии не вызывает ни один персонаж. Всё в точку - в современном обществе полностью утрачены нравственные ориентиры, а самостоятельно мыслящих людей, не поддающихся зомбированию, почти нет. Результат в фильме показан превосходно.
    Старшеклассник Вениамин выбрал для себя путь наименьшего сопротивления - судит чужие грехи, не замечая своих собственных, что приводит к серьезным и весьма трагическим последствиям.
    Эта картина словно бы напоминает нам о том, что религиозная одержимость и фанатичное следование каждой букве Евангелия не имеют ничего общего с истинной верой.
    Стоит ли рекомендовать этот фильм к просмотру? Я считаю, что однозначно да, поскольку он затрагивает целый пласт современных проблем - проблемы религии и семейного воспитания, школьного обучения и общения в детском коллективе.

    ОтветитьУдалить
  9. ППО-41

    Данный фильм составил очень противоречивое впечатление. Осознание собственной значимости, принятие сверстниками, позиция родителей и роль школы. Вопрос религии. Один фильм, а мысли бурно роятся и перетекают одна в другую. Что породило в Вениамине заинтересованность религией и использование писания для осуждения других и оправдания себя, любого своего поступка, даже самого ужасного. тут же линия семьи. Мать-одиночка, воспитывает ребенка одна как может. Практически взрослому мужчине не оставляет свободного пространства. Не разобравшись в ситуации готова срываться на подростка, педагогический коллектив. Мать находит поддержку в религии, немножко другим путем, отличным от ее сына. Возможно, она пытается понять его, возможно есть другие, собственные мотивы.
    Линия школы. Здесь рассмотрена с нескольких позиций: педагогический коллектив и его взаимодействие (директор -учитель биологии\психолог - учитель физкультуры), ученический коллектив: показано взаимодействие, межличностное общение юношей и девушек, значение статуса в глазах сверстников. Так же показано взаимодействие учеников и педагогов. Линия религии затрагивает и саму школу. Отец Всеволод ведет уроки по просвещению учеников, тут же в школе, в зале физкультуры проводит служения и обряды, принимает и благословляет учеников и их родителей.
    Во всем этом Вениамин видит порок, искушение, лицемерие. Вт конечном счете он теряет тонкую грань между истиной верой и безумным фанатизмом.
    Буду ли еще раз смотреть этот фильм? Конечно! Этот фильм не для одноразового просмотра.

    ОтветитьУдалить
  10. Сомова Александра, ППО-41
    Сюжет фильма разворачивается вокруг мальчика по имени Вениамин. Он растет без отца, мать пашет на трех работах. Подростковые комплексы, одиночество и поиски смысла жизни приводят его к изучению Библии. Начитавшись Библии, он доказывает всем, что окружающие его люди живут и делают все не так, как надо, что они грешны. И он считает, что сможет все исправить, поставить все и всех на свои места. Библия в руках не сформировавшегося человека, не имеющего необходимой интеллектуальной базы, становится страшным оружием. Цитирование стихов Евангелия приводит к срыву школьных занятий и направленной агрессии по отношению к учителям и одноклассникам.
    Когда я смотрела этот фильм, мне показалось, что главный герой просто болен шизофренией. Я увидела такие симптомы, как навязчивые идеи, беспорядочное мышление, возбуждение, бред. Но уже после обсуждения фильма в группе я поняла, что у мальчика ярко проявляется социальная дезадаптация - неприспособленность личности к условиям окружающей действительность, которую он демонстрирует агрессивным поведением. Ему характерна раздражительность, неумение понять другого и принять чужую точку зрения. Я думаю, что она появилась из-за невнимательного отношения матери к ребенку, а также отсутствия должного ухода и заботы.
    Данный фильм, действительно, стоит внимания. В нем поднята тема о религии и современных нравах. Но фильм не о вере в Бога, фильм об агрессии и ненависти людей и к чему это может привести. В главном герое мы не увидим христианского всепрощения и доброты, он наполнен абсолютным неприятием окружающей действительности и злобы.
    Сам автор кинокартины отмечает, что в центре внимания не Писание и не христианство, а то «как мы себя ведем и какие поступки совершаем».

    ОтветитьУдалить
  11. Волкова Светлана
    ППО-41
    По моему мнению данный фильм несет в себе много полезной не только для психологов, но и для остальных людей. В нем представлена в доступной форме актуальная информация о возрастных особенностях подростков, их проблемах, с которыми может столкнуться каждый.
    Кроме того, в фильме демонстрируются две крайности: с одной стороны это как раз таки религиозный фанатизм, а с другой стороны это западная модель образования с сексуальным просвещением и оправданием гомосексуализма. Данный фильм демонстрирует нам все опасности религии(религиозного фанатизма).
    Если же опираться на мое состояние при просмотре фильма, то оно было очень разноплановым: от чувства жалости до ненависти, от страха до некого спокойствия и так далее. На самом деле фильм очень трогает и заставляет задуматься над серьезными вопросами.

    ОтветитьУдалить
  12. Ушакова Марьяна, ППО-41
    Фильм тяжелый, психологически страшный и… на мой взгляд, очень нужный в наши дни.
    Главный герой – мальчик Вениамин – религиозный фанатик, который не расстается с библией. С каждым днем Вениамин все отчетливее видит море «греха», в котором погрязли его близкие и весь мир. Подросток объявляет войну пороку, начав с физкультурника и учительницы биологии Елены Львовны, не соглашающихся с ним в вопросах вожделения. Невинные проповеди постепенно превращаются в фанатичный морализаторский террор.
    Фильм ярко и четко показывает то, что будет, если потворствовать фанатизму. И еще о том, что там, откуда вытеснены любовь, чуткость, гибкость ума и души, милосердие, укореняется и вырастает трагедия. Трагедия поломанных человеческих жизней и судеб.
    Стоит ли смотреть данный фильм? Да, несомненно, кинокартина "Ученик" необходима к просмотру.

    ОтветитьУдалить
  13. Алёна Тихонюк ППО-41
    Фильм Ученик вызвал у меня смешанные чувства после просмотра. Все персонажи вполне жизненные. Вениамин ученик, которого воспитывает мать-одиночка, затронут истиной Евангелия. Мальчик на протяжении всего фильма повествует слова из Библии и выворачивает их смысл. Ходит в школу с Библией, в бассейне на уроках физкультуры не купается, на занятиях по биологии, которые ведет школьный психолог Елена Львовна, не дает учительнице открыть рот. Каждый акт неповиновения школьной системе сопровождается цитатами из Священного писания. Вениамин зачитывает их всем, кто его окружает.
    Он не желает принимать современный мир, мир в котором мы все живем. Мало того, Вениамин просто идет против школьной системы и ведет себя вызывающе. А отсутствие роли отца в воспитании на мой взгляд один из ключевых моментов. Безусловно тяжелый сюжет..напомнил мне фильм «Класс коррекции».
    Этот фильм о желании к самовыражению, утверждению своего эго над всем любыми доступными и недоступными способами.
    Актуальность данного сюжета в современном обществе не вызывает никаких сомнений. Фильм рекомендую посмотреть обязательно! Эстетического удовольствия он вам наверняка не принесёт, но определённо заставит задуматься о происходящем вокруг.

    ОтветитьУдалить
  14. Замахова В.В. ППО-42.
    Сюжет у фильма "Ученик" в сущности довольно прост, но очень тяжел для понимания. Мальчик совершенно случайно и внезапно начал веровать в Бога. Но взял он из Библии одну жестокость и негатив, и начинает насаждать свою веру карикатурной силой, и вскоре его мысли доходят до убийства. Вот это как раз и есть та самая лживая и фальшивая вера, а также искренность, которая, к сожалению, окутала саму Россию сейчас. Этот фильм совершенно не о вере в Бога, и не об атеизме. Он о ненависти, о самом критическом уровне злобы, агрессии и комплексах, которые на сегодняшний день поглотили существо сплоченного большинства.
    Хочу также отметить великолепную игру актеров, именно их работа сделала этот фильм сильным. Понравилось и музыкальное сопровождение, которое соответствовало атмосфере фильма. Хочу я сказать только одно, что подобные кинокартины часто выходят накануне беды и фильм этот породил внутри меня какую-то особую тревогу, которую я не испытывала очень много лет. В целом, интересный и взрывоопасный фильм.

    ОтветитьУдалить

Спасибо, что решили принять участие в обсуждении! Ваш комментарий будет опубликован при следующих условиях: он написан на литературном русском языке, соответствует теме форума - рассказывает про Ваши впечатления о фильме и при этом не нарушает законодательство РФ.