Производство: Южная Корея - Германия
Режисер: Ким Ки Дук
В главных ролях: O Янг-су, Ким Чон-хо, Сео Че-кун, Ким Янг-мин, Ким Ки Дук
Дата выхода: 2003 год
Продолжительность: 103 минуты
-2004 — Гран-при II Международного кинофестиваля стран АТР Pacific Meridian за лучший полнометражный фильм
-2003 — Приз зрительских симпатий Международного Кинофестиваля в Сан-Себастьяне
-2006 — номинация на премию «Бодил» за лучший неамериканский фильм
-2003 — номинация на премию «European Film Awards» в категории «Международный экран»
-2003 — пять наград кинофестиваля в Локарно (Don Quixote Award, C.I.C.A.E. Award, Netpac Award, Youth Jury Award), а также номинация на «Золотого леопарда»
"ВАСИЛЬЕВСКИЙ ОСТРОВ" - Блог Николая Васильева для студентов-психологов
ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМ БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ В МИРЕ, ОТРАЖАЕМЫХ СОВРЕМЕННЫМ КИНЕМАТОГРАФОМ
В течение десяти лет я веду небольшой тренинг для специалистов, обучающихся практике психологической помощи. В основном, это студенты-психологи, избравшие специализацию в области индивидуального, группового или семейного психологического консультирования. К сожалению, обучение в вузе не обеспечивает возможности систематического наблюдения и осмысления проблемных жизненных ситуаций реальных клиентов.
Предметом для наблюдения и анализа здесь являются персонажи специально отобранных художественных фильмов. В ряде случаев эти фильмы сняты на основе реально происшедших событий; другие — являются авторскими попытками отразить средствами киноязыка актуальные реально существующие проблемы современного человека.
В первом разделе блога представлены эссе, напсанные и выложенные участниками семинара-тренинга после просмотра и обсуждения некоторых фильмов.
Просмотр и обсуждение фильмов, раскрывающих жизненные проблемы наших современников, в какой-то степени позволяет компенсировать этот недостаток - дискуссии об увиденном заметно развивают умение анализировать процесс межличностного взаимодействия, мотивы и смысл человеческих поступков, понимать закономерности, определяющие поведение человека в социальном окружении.
Предметом для наблюдения и анализа здесь являются персонажи специально отобранных художественных фильмов. В ряде случаев эти фильмы сняты на основе реально происшедших событий; другие — являются авторскими попытками отразить средствами киноязыка актуальные реально существующие проблемы современного человека.
В первом разделе блога представлены эссе, напсанные и выложенные участниками семинара-тренинга после просмотра и обсуждения некоторых фильмов.
Второй раздел содержит список "психологических" фильмов, которые я собрал и оформил в подобие тематического справочника на основе публикаций в теме "Психологическое кино" на форуме В17
http://www.b17.ru/forum/topic.php?id=13&prt=395
Уважаемые гости, приглашаю вас принять участие в обсуждении "психологического кино"! Если вы видели какие-то из представленных здесь фильмов, и хотите поделиться своими впечатлениями, - просто добавьте свой комментарий, регистрация при этом не требуется!
В публикациях сохраняется исходная орфография и пунктуация, литературная редакция не осуществляется.
http://www.b17.ru/forum/topic.php?id=13&prt=395
Уважаемые гости, приглашаю вас принять участие в обсуждении "психологического кино"! Если вы видели какие-то из представленных здесь фильмов, и хотите поделиться своими впечатлениями, - просто добавьте свой комментарий, регистрация при этом не требуется!
В публикациях сохраняется исходная орфография и пунктуация, литературная редакция не осуществляется.
Сообщения, содержащие обсценную лексику, оскорбления или экстремистские призывы не публикуются.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Ирина Дунаева
ОтветитьУдалить«Весна, лето, осень, зима и снова весна»
Цикличность - вот что первым приходит в голову. Цикличность времен года, цикличность жизни, - все должно быть так, как есть, никуда от этого не деться, и без одного нет другого, как за весной наступит лето, за летом осень и т.д. и без весны не будет лета, осени, зимы и снова весны.
Может быть, здесь есть какая-то аналогия с судьбой. От судьбы никуда не денешься. Может быть, здесь заключена мудрость восточной философии, согласно которой человек проходит ряд этапов своей жизни, что-то делает, в чем-то ошибается и, наконец, находит свое место в жизни, свою истину. И даже не страшно, если не найдет, ведь никто из героев фильма не пытается ничего изменить. Вернее не пытается ничего изменить старший наставник, который уже нашел свою истину. Ученик же в своем цикле проходит ряд этапов и, возможно, то, что он делает, все, что он пытается изменить в нем, -это и есть суть этого цикла, который в результате приходит к одному и тому же результату.
Уже в самом начале фильма я догадывалась, что мальчик-ученик когда-нибудь станет учителем и у него будет такой же ученик. Возможно, смысл жизни заключается в том, чтобы, не вмешиваясь, но направляя, привести другого человека к мудрости, научить всему, что знаешь сам. И так далее, от одного человека к другому. В этом тоже мне видится цикличность жизни.
На протяжении всего фильма чувствуется размеренность, спокойствие. Порывы чувств приводят к беде (юноша влюбляется в девушку и убивает ее), плотская любовь не есть гармония. Зато в некоторых эпизодах, внешне кажущихся размеренными и спокойными, чувствуется накал, эмоциональное напряжение, которое очень гармонично вписывается в природу. Такое состояние я уже испытывала в фильме «Куклы», то же спокойствие, но столько чувств! Также состояние людей связано с природой. Мне кажется, что название, связанное с временами года, отражает еще и некоторую взаимосвязь человека с природой, или их сходство, гармонию между человеком и окружающим его природным миром.
Нечаева Ольга
ОтветитьУдалить«Весна, лето, осень, зима и снова весна».
Этот фильм произвел на меня наибольшее впечатление из всех посмотренных в рамках данного курса. Возможно, это связано еще и с тем, что в последнее время я стала очень часто смотреть фильмы японских и китайских режиссеров, а так же читать книги по философии востока. Было очень интересно наблюдать за изменением личности главного героя, его учебы.
Больше всего мне запомнился момент, когда учитель привязал камень к спине мальчика и сказал, чтобы тот нашел рыбку, лягушку и змею и отвязал с них камни, а если хотя бы одно из этих существ погибнет, то мальчику придется носить этот камень в сердце до конца жизни. И в конце фильма уже мужчиной главный герой поднимается в гору с камнем и, на мой взгляд, именно в тот момент ему удается снять камень с сердца, который лежал на нем с детства.
Также очень важным мне показался момент, когда учитель, как бы предугадывая будущее своего ученика, говорит, что страсть порождает желание, желание обладать может привести к убийству. Здесь, на мой взгляд, как нельзя лучше показано различие между западом и востоком: обладание, которое приводит к разрушению и смерти, и созерцание, которое способствует сохранению и жизни.
Значимым, как мне кажется. Является воспитание на лоне природы, что и было очень ярко и красочно показано в фильме, потому что постоянное общение с природой приводит к уверенности, что все движется по кругу: весну сменяет лето, лето - осень, осень - зима, зиму - весна, и так всегда.
Первушина И. А.
ОтветитьУдалить«Весна, лето, осень, зима и снова весна»
Фильм «Весна, лето, осень, зима... и снова весна» собран по принципу гирлянды, из автономных короткометражек. Фазы человеческой жизни уподоблены временам года. Детство, отрочество, мужской зенит, мудрая зрелость. Предыдущее — корень грядущего. Один сюжет — предпосылка другого. Возникает не просто цикл ,а спираль. Послушнику суждено идти по ступеням взросления, поэтапного становления личности, познания сути вещей и природы живых тварей.
Старый монах уже прошел свой маршрут, отринул все соблазны и подвохи. Достиг мира с собой: прозрачности помыслов, осознанности деяний. Степенная невозмутимость наставника — конечная цель движения. На протяжении всего фильма соблюдено «единство места».
Сюжет привязан к некоему павильону в центре пруда. Квадратное строение полифункционально: это и храм, и жилая келья. Единственная комната членится на сакральную и спальную половины стоящей дверью. Вход без стены — визуальный парадокс режиссера. Рифма к нему — храмовые врата (с фигурами стражей-воинов). Они стоят у кромки воды, обозначая границу пространств и реальностей. Ни защитных валов, ни высоких заборов — лишь этот рубежный знак. Дверь - своеобразный символ, ритуал. Мне кажется такие ритуалы упорядочивают саму жизнь. Привносят определенный порядок и в душу. Ощущение, что заведенный порядок существует вечно, а человек здесь всего лишь временно. Гористый ландшафт, проточные воды (небольшой водопад, русло ручья с естественными запрудами), силуэты деревьев, дымки, туманы, облака — основные изобразительные мотивы классической дальневосточной картины.
…Подобный пейзаж не просто фиксирует реальность — он навевает мысли о важнейших элементах мироустройства. Соотносить ход человеческой жизни с круговоротом календарных циклов принято и на Западе, и на Востоке. В европейских «временах года» он привязан обычно к агрокультурному циклу. В фильме никто не сеет, не пашет, не собирает урожай. Вызревает не рис, а сознание индивида. Весна — начало года по восточному календарю — жизненный старт, раннее детство. В уединенной долине живут двое: старый монах и его малолетний воспитанник. Наставник помогает ребенку постигать основы мироустройства. Учит отделять зло от блага, целебные листья — от ядовитой травы. Ребенок бездумно мучает зверюшек (цепляет камешек-груз). Взрослый, чтоб вразумить его, прикрепляет камень к спине самого шалуна. Малыш впервые осознает, что такое чужие страдания. Лето -— пора отрочества, пробуждение чувственных желаний.
ОтветитьУдалитьВ надежде исцелиться от болезни в скит приходит девушка. Юный монах, прежде не знавший женщин, сразу влюбляется в нее. Он покидает тихую обитель, следует за избранницей в реальный мир, полный соблазнов и искушений. Наставник остается один. Осень — точка мужского зенита.
Тридцатилетний герой возвращается в скит. Из ревности он убил неверную подругу и теперь ищет убежища подальше от людских глаз. Учитель принуждает воспитанника вырезать на половицах текст одной из священных сутр. Инструментом становится орудие убийства (заточка со следами запекшейся крови). Полицейские, нагрянувшие внезапно, позволяют мужчине завершить этот труд. Помогают даже иллюминировать иероглифы разноцветными минеральными красками. Герой наконец избавляется от аффектов, душевных противоречий и смут. Без ропота идет за стражами закона…
…Наставник, исполнив миссию, добровольно кончает с собой. Он выводит лодку на середину пруда и поджигает все в ней заготовленное для кострища. Этот акт можно бы назвать самосожжением, если бы за словом не тянулся специфический смысловой шлейф — смерть напоказ, выплеск психического надрыва. То, что случается в кадре, —спокойное и здравое деяние.Перед тем как покончить с собой, отшельник совершает ритуал «замыкания отверстий» (органов восприятия). Рот, глаза, ноздри и ушные полости залепляются лоскутами бумаги с иероглифами «закрыто».
ОтветитьУдалитьЗима — время душевной зрелости. Отбыв наказание в тюрьме, герой поселяется в пустующей обители. Приводит в порядок тело и ум, практикуется в дыхательной гимнастике. Неизвестная женщина приносит в скит дитя и погибает внезапно, провалившись в открытую полынью. Режиссер не показывает ее лица, голова наглухо замотана шарфом.
Монах берет сироту на свое попечение. И принимает искупительный обет. Привязав к поясу каменный жернов, он совершает восхождение на дальнюю гору, чтоб водрузить на ее вершине фигурку божества. В фильме основым стал мотив груза-ноши. В «Весне» — камень за спиной малыша. В «Лете» — девушка на закорках у юного монаха. В «Осени» преступник — сам себе груз. Он подвешен наставником под потолок храма и должен терпеть телесную боль, пока пламя свечи не обуглит веревку. Смысл истязаний — освобождение от внутренних бурь посредством перехода душевных мук в физические страдания.
Фильм завершается коротеньким эпилогом. В мир вновь возвратилась весна. Стареющий монах рисует портрет маленького воспитанника. Ребенка играет мальчуган, снимавшийся в первом эпизоде. С вершины горы взирает на них фигурка будды.
___________________
Анастасия Черепко
ОтветитьУдалитьЧеловек учиться на ошибках. Человек способен понять только тогда, когда сам это испытает.
Жил был маленький мальчик, которого учил мудрый человек. Маленький мальчик не знал, что везде есть глаза, что иногда всё становиться прозрачным и тебя смогут увидеть насквозь. Он был ещё ребёнком, когда убил играя. Будучи ребенком, он осознал, что значит, когда твоя же игра оборачивается против тебя. Он осознал, как бывает, когда кому-то делают больно. Он это осознал и взял на себя чувство вины, от которого трудно избавиться. Мальчик рос, помня свою вину, но уходя от неё дальше. Однажды он влюбляется, идёт против того, что его окружает, он живёт и радуется. Он не знает что такое предательство и обман, до тех пор, пока его самого не предают и не обманывают. Наступает этот момент, и он убивает то, что его предало и обмануло. После он возвращается туда, где ему опять дают возможность взять на себя вину и попробовать искупить её....
...Для меня весь фильм несет некую возможность осознания. После просмотра мне было стыдно за некоторые моменты своей жизни и у меня возникло желание искупить вину, которая была связанна с этими моментами. Вот только я не смогла этого сделать. Возможно потому, что в детстве любая моя провинность воспринималась как детская шалость, ведь я ещё ничего не понимаю, ведь я ещё ребёнок и только потом, когда я буду старше, я научусь. Мне сразу же вспомнился момент, когда в одной из передач обвиняли двух мальчиков за изнасилование. Ребятам было около 10 лет, когда они изнасиловали и убили 7-8 летнюю девочку. На тот момент их оправдали, сказав, что это дети, и что это игра. Но, стоило им вырасти, их начали осуждать и винить. А сами мальчики (и теперь уже подростки) виновными в том, что произошло, себя не чувствовали.
ОтветитьУдалитьРассказывая об этом случае, я хочу передать следующую свою мысль: Каждого из нас прощают за плохие поступки в детстве. За эти поступки мы просим прощенье, мы клянемся больше этого не совершать. Но не каждый из нас способен помнить этот поступок, не каждый из нас застрахован от вероятности его повторения, не каждый из нас попросив в детстве прощение, способен осознать, за что именно он это прощение просит.Как было сказано в фильме: «Похоть порождает желание обладать, а желание обладать – это желание убивать». Действительно, если кто-то чего-то сильно хочет, он готов на всё ради этого. В фильме этой похотью выступала любовь, герой хотел ей владеть и возможно даже управлять, но как только однажды он не смог этого удержать, он решил убить.… И что за это он получил? Он получил опять чувство вины, но от которого теперь очень трудно избавиться. И, несмотря на то, что раскаяние очень глубокое, само прощение просто невозможно.
____________
...Для меня весь фильм несет некую возможность осознания. После просмотра мне было стыдно за некоторые моменты своей жизни и у меня возникло желание искупить вину, которая была связанна с этими моментами. Вот только я не смогла этого сделать. Возможно потому, что в детстве любая моя провинность воспринималась как детская шалость, ведь я ещё ничего не понимаю, ведь я ещё ребёнок и только потом, когда я буду старше, я научусь. Мне сразу же вспомнился момент, когда в одной из передач обвиняли двух мальчиков за изнасилование. Ребятам было около 10 лет, когда они изнасиловали и убили 7-8 летнюю девочку. На тот момент их оправдали, сказав, что это дети, и что это игра. Но, стоило им вырасти, их начали осуждать и винить. А сами мальчики (и теперь уже подростки) виновными в том, что произошло, себя не чувствовали.
ОтветитьУдалитьРассказывая об этом случае, я хочу передать следующую свою мысль: Каждого из нас прощают за плохие поступки в детстве. За эти поступки мы просим прощенье, мы клянемся больше этого не совершать. Но не каждый из нас способен помнить этот поступок, не каждый из нас застрахован от вероятности его повторения, не каждый из нас попросив в детстве прощение, способен осознать, за что именно он это прощение просит.Как было сказано в фильме: «Похоть порождает желание обладать, а желание обладать – это желание убивать». Действительно, если кто-то чего-то сильно хочет, он готов на всё ради этого. В фильме этой похотью выступала любовь, герой хотел ей владеть и возможно даже управлять, но как только однажды он не смог этого удержать, он решил убить.… И что за это он получил? Он получил опять чувство вины, но от которого теперь очень трудно избавиться. И, несмотря на то, что раскаяние очень глубокое, само прощение просто невозможно.
_____
Анна Иванова
ОтветитьУдалитьСамо название фильма навевает мысли о бесконечности бытия, о цикличности жизни. Снова весна.… Не опять, а снова.… Каждый год мы встречаем весну, но это уже другая весна, мы другие, вокруг нас другие люди, даже солнце светит по-другому. Ведь именно весной, когда просыпается и расцветает природа, начинается новый цикл жизни.
Борьба главного героя со своими страстями приводит его к их пониманию, к согласию, единению с самим собой. Муки души сильнее мук тела. Физическим наказанием можно ослабить душевную боль, но не вылечить ее. Только приняв и осознав свои поступки можно возвратить хрупкое душевное равновесие. Но память будет помнить, камень на душе будет висеть.
Фильм потрясает своей восточной мудростью, глубоким символическим смыслом явлений и вещей, своей поэтичностью, великолепными пейзажами. Все повествование наполнено умиротворением, единением человека и природы. Нежная, чистая, свежая, безмятежная весна. Яркое, игривое, пьянящее, как молодое вино, лето. Осень – мудрая, печальная, умиротворяющая. Зима – тихая, скромная, сонная, выжидающая. И снова весна…
_________
Татьяна Солнопёкова
ОтветитьУдалитьКак времена года приходят на смену друг другу, так и периоды жизни человека идут один за другим.
Детство… Ребёнок открыт миру, он экспериментирует, пробует жизнь «на вкус». Он ещё слишком мал, чтобы брать на себя полную ответственность за свои поступки. Он может не отдавать себе отчёт в последствиях того или иного деяния. Ну, привязал мальчишка к лягушке камень. Какую цель он преследовал? Да просто повеселиться, позабавиться. Здесь уместен вопрос, как быть педагогу, родителям и вообще взрослым? Кто-то посмеётся вместе с ребёнком. Кто-то его осудит, заругает, возможно, ударит. Кто-то промолчит, понимая, что рано или поздно маленький проказник придёт к осознанию, «что такое хорошо и что такое плохо».
Малыш постепенно превращается в подростка. Старшие подростки, как известно, стремятся к дружбе и любви. Страсть к противоположному полу играет двоякую роль. С одной стороны, это может быть высокое, чистое, светлое чувство. С другой, стремление обладать предметом обожания может иметь негативные последствия – это собственничество, ревность, необузданное желание. Как следствие, зависимость от этого человека, от своих чувств и страсти. «Похоть порождает желание обладать, а желание обладать порождает желание убивать». Наверное, это утверждение имеет полное право на существование.
...Человек, находящийся среди людей, в цивилизации существенно, качественно отличается от «отшельника», который удовлетворён от общения и непосредственного взаимодействия с природой, с Богом. Он получает мудрость посредством наработки жизненного опыта в мире людей, может быть, это происходит лишь при общении человека с Богом и природной средой.
ОтветитьУдалить«Когда душа обретает мир, тело обретает здоровье». Вообще, восточной цивилизации свойственно утверждать, что тело и душа находятся в гармонии, в единстве. Напротив, западный человек, как правило, разделяет психическое и физическое, ранжирует тело, разум и душу.
Пара слов относительно некоторых моментов в фильме. Что может означать предупреждение учителя в адрес ученика «Берегись змей»? Будучи ребёнком, ученик, не страшась, хватает змею. Может быть, он не осознаёт всю опасность. Он авантюрен, он исследователь окружающего его мира. Прошло много лет, времена года сменяли друг друга со свойственной им периодичностью. Произошло много важных в жизни ученика событий. И вот он сам учитель. В его доме обитает змея. Он не видит её? Кто-то словно оберегает его от её нападения? Зачем она здесь? И ведь сожительствуют вместе учитель и эта змея, не мешают друг другу, не трогают один другого.
Интересен момент, как учитель покидает этот мир. Он заклеивает себе глаза, рот, уши. Надпись «закрыть». Он будто закрывает доступ органов чувств к восприятию окружающего мира. Он готов к появлению нового учителя. Его миссия выполнена. Теперь он, его ученик, будет «воспитывать» своего ученика.
…Как времена года приходят на смену друг другу, так и периоды жизни человека идут один за другим…
Надежда Ветюкова
ОтветитьУдалитьКартина, порождающая размышление над каждым сюжетом, каждым кадром, каждой фразой, произнесенной героями.
Времена года видятся здесь не просто как смена природных явлений, но как определенные периоды в жизни человека, «циклы» человеческого существования.
При просмотре фильма зрителю открываются великолепные пейзажи, на фоне которых происходит воспитание человека, судьба которого очень интересна. Он ведет более чем скромное существование вместе со своим мудрым учителем, познавая жизнь и окружающий мир. Но, познав любовь, решает оставить прежнюю жизнь, несмотря на слова учителя, оказавшиеся пророческими: «Похоть порождает желание обладать, а оно – желание убивать…»
После совершенного преступления главный герой возвращается в места, где прошли его детские и юношеские годы в надежде обрести прощение и покой. Ему удается скинуть с души камень, который он носил всю свою жизнь, обрести истинную мудрость. И вновь в жизни наступает весна…
Татьяна Беляева
ОтветитьУдалитьВремена года идут
Неизменно друг друга сменяя
Обратим ли этот процесс…
Год за годом проходит,
День за днём пролетает,
Не наступит конец.
Если смысл, изменять и страдая,
Разрушать кем-то заданный ход.
Думать, мыслить, вопросы решая,
И топить на реке зимой лёд.
Времена года идут
Весна зиму сменяет.
Неизменен этот процесс…
Мы лишь мир созерцаем -
Отказались от бед и страстей.
Анастасия Попова
ОтветитьУдалитьСобытия данного фильма происходят в безмятежном горном краю, где жизнь подчиняется ритму природы. Ее обитатели, главные герои фильма, - старый монах-целитель и его юный воспитанник. Музыка, прекрасные пейзажи, великолепный сюжет, все в этом фильме великолепно. Во время просмотра я испытывала разные эмоции, наблюдая за тем, как главный герой переживает счастье и любовь, грех и преступление, наказание, искупление и покаяние, а затем у него начинается новая жизнь.Название фильма "Весна, лето, осень, зима и снова весна...", на мой взгляд, отражают периоды жизни человека. Весной немногословный мудрец объяснит 6-летнему мальчику тяготы долга служителя веры. Наступит лето, и 16-летний юноша, познав любовь и разлуку, покинет учителя. Придет осень, и 30-летний ученик вернется к наставнику, чтобы смыть с души грех убийства. Зима встретит 40-летнего мужчину, вновь обживающего опустевшую пагоду. Он ждет весну, когда начнется новый цикл жизни, древней как мир и непредсказуемой, как судьба...Очень интересным мне показался момент, что главные герои фильма почти не разговаривают, это заставляет думать, размышлять. В результате просмотра фильма я размышляла о своих ценностях.Я обратила внимание на то, как великолепно режиссер подобрал музыку и пейзажи в этом фильме, как одно дополняет другое и наоборот.Мне этот фильм очень понравился, у меня осталось глубокое впечатление от его просмотра.