Страницы раздела "Психологическое кино"

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМ БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ В МИРЕ, ОТРАЖАЕМЫХ СОВРЕМЕННЫМ КИНЕМАТОГРАФОМ

В течение десяти лет я веду небольшой тренинг для специалистов, обучающихся практике психологической помощи. В основном, это студенты-психологи, избравшие специализацию в области индивидуального, группового или семейного психологического консультирования. К сожалению, обучение в вузе не обеспечивает возможности систематического наблюдения и осмысления проблемных жизненных ситуаций реальных клиентов.

Просмотр и обсуждение фильмов, раскрывающих жизненные проблемы наших современников, в какой-то степени позволяет компенсировать этот недостаток - дискуссии об увиденном заметно развивают умение анализировать процесс межличностного взаимодействия, мотивы и смысл человеческих поступков, понимать закономерности, определяющие поведение человека в социальном окружении.

Предметом для наблюдения и анализа здесь являются персонажи специально отобранных художественных фильмов. В ряде случаев эти фильмы сняты на основе реально происшедших событий; другие — являются авторскими попытками отразить средствами киноязыка актуальные реально существующие проблемы современного человека.

В первом разделе блога представлены эссе, напсанные и выложенные участниками семинара-тренинга после просмотра и обсуждения некоторых фильмов.

Второй раздел содержит список "психологических" фильмов, которые я собрал и оформил в подобие тематического справочника на основе публикаций в теме "Психологическое кино" на форуме В17
http://www.b17.ru/forum/topic.php?id=13&prt=395

Уважаемые гости, приглашаю вас принять участие в обсуждении "психологического кино"! Если вы видели какие-то из представленных здесь фильмов, и хотите поделиться своими впечатлениями, - просто добавьте свой комментарий, регистрация при этом не требуется!

В публикациях сохраняется исходная орфография и пунктуация, литературная редакция не осуществляется.

Сообщения, содержащие обсценную лексику, оскорбления или экстремистские призывы не публикуются.



Резня / Carnage


режиссер: Роман Полански
сценарий: Роман Полански, Ясмина Реза
продюсер: Саид Бен Саид, Оливер Бербен, Мартин Московиц
оператор: Павел Эдельман
композитор: Александр Деспла
художник: Дин Тавуларис, Милена Канонеро, Фрэнки Дьяго
монтаж: Эрве Де Люс
В главных ролях: Джоди Фостер, Кейт Уинслет, Кристоф Вальц, Джон Си Райли
страна: Германия, Франция, Испания, Польша
год: 2011

Премии и награды:
Золотой глобус, 2012 год
Номинации (2): Лучшая женская роль (комедия или мюзикл) (Кейт Уинслет)
Лучшая женская роль (комедия или мюзикл) (Джоди Фостер)
Гойя, 2012 год
Номинации (1): Лучший европейский фильм
Венецианский кинофестиваль, 2011 год
Номинации (1): Золотой лев

Смотреть Vkontakte

13 комментариев:

  1. Елена Ловыгина, ФСРПиП 5Б2

    Фильм показался мне очень реалистичным, жизнь представлена такой, какая она есть. Считаю, что в картине отчетливо показано как люди фальшиво себя ведут на публике, желают казаться окружающим в лучшем в свете, скрывают свои истинные мысли и чувства, говорят то, что социально желательно. Но когда, проходит некоторое время, и любезности окончены, обнажаются истинные чувства героев, начинаются настоящее выяснение отношений, переход на личности, оскорбления, унижения.
    Во время просмотра возникла мысль, что родители мальчиков раздули проблему из ничего. Хочу отметить, что герои слышат, но не слушают друг друга.
    Проблема из за которой взрослые собрались – драка детей, постепенно отошла на второй план, и началось обсуждение жизненных проблем.
    Ни кто из родителей не хочет брать ответственность за своих детей, они даже не говорят об этом, а ведут себя хуже своих детей.
    Игра актеров потрясающа, понравилось, что ни кто не тянет одеяло на себя, и каждый раскрывает своего героя.

    ОтветитьУдалить
  2. Шакимова Екатерина Аскаровна 5 курс. ФСРПиП.
    «Резня».

    Интересная постановка и сюжет фильма. Скучно смотреть фильм, в котором маленькое количество декораций и героев всего 4, но всё затмевают диалоги между главными героями. Показана реальная жизнь, где люди разговаривают на понятном языке, но не могут услышать и понять друг друга. Это происходит потому, что мама Итена является психически не здоровой, она манипулирует окружением по своему усмотрению, но находится такой человек, который может поставить ее на место - отец мальчика Закари. Благодаря фильму видно всю личную жизнь наших будущих клиентов со стороны внешнего наблюдателя. Вроде как подсматриваешь в замочную скважину, но без анализа чувств, поступков других людей нам не стать психологами-практиками.
    Решая проблему детей, родители перешли на проблемы всего того, что происходит в их жизни. Естественно их личные проблемы оказались важнее детей.
    Какой конечно забавный конец у фильма, дети подружились, хомяк живой и жует травку в парке. Все разрешилось само собой, и не надо было созывать какой-то консилиум родителей. Но благодаря этому родители вышли на свои личностные переживания, показали свою внутреннюю сущность, раскрыли свое истинное Я. И этот момент является для меня самым интересным и познавательным.

    ОтветитьУдалить
  3. Клопова Юля, ФСРПиП 5А

    Очень насыщенный, живой фильм, отражающий обыденную реальность о том, как люди "надевают маски", пытаясь выглядеть благопристойными, вежливыми, корректными в глазах окружающих, в то время как на самом деле их внутреннее состояние оказывается не таким уж и радужным. Но социальные маски имеют свойство постепенно сползать в определенных ситуациях и эмоции начинают бить ключом. Постепенно герои высказывают друг другу все, что накипело. И про сыновей, и про жен/мужей, и про судьбу голодных в Африке, и про тяжкую судьбу домашнего хомяка, и про надоевший сотовый.
    На протяжении фильма герои вступали друг с другом в различные враждующие коалиции: Алан и Ненси против Пенелопы и Майкла, Ненси и Пенелопа против Алана и Майкла, Алан и Пенелопа против Ненси и Майкла...
    В поведении Пенелопы можно увидеть определенную противоречивость - она борется за мир во всем мире, при этом кидаясь с кулаками на мужа, который в какой-то степени высмеивает ее убежденность. Она также постоянно драматизирует ситуацию с выбитым зубом, хотя в сущности это банальная ситуация - мальчишки подрались, а вскоре помирились без всякого родительского вмешательства.
    Самым адекватным выглядит Алан. Он хоть и разговаривает постоянно по телефону, занят работой и вроде как ему не до ребенка и не до этих нелепых разборок, его вполне здоровый сарказм, ирония, искреннее непонимание такого ажиотажа вокруг рядовой житейской ситуации, вызывают улыбку и симпатию к герою. Самодовольный, ехидный, уверенный в себе.
    И все в фильме было бы смешно, если б не было так грустно. В героях фильма можно узнать себя и привести уйму аналогичных примеров из жизни родственников, друзей, знакомых.
    В фильме показано поведение большинства людей современного общества. Попытка купить к приходу гостей дорогие желтые тюльпаны, чтобы показать себя. Постоянные разговоры по мобильному, прерывающие простое человеческое общение. Разговоры о нереализованных талантах или реализованных так, что стыдно в этом признаться. Привычка давать друг другу смешные прозвища. Привычка таскать в своей сумочке целый арсенал косметических средств. Любовь к хомячкам или не любовь к ним же. Попытки бороться за мир во всем мире. Нежелание заниматься рутинными семейными делами. Знакомо? Мне очень...

    ОтветитьУдалить
  4. Фильм с названием фильма ужасов «Резня», да еще и обозначенный как комедия не может не вызывать интереса. Однако и сам фильм по своему содержанию является не менее интересным, да к тому же и поучительным.
    Начинается все вполне безобидно (ну по сравнению с тем, что в фильме будет происходить дальше). Один мальчишка саданул другого палкой по лицу, в результате чего последний потерял два зуба. Состав преступления определен, и это становится началом полуторачасовой родительской беседы. И вроде бы ничего страшного , но вот только вместо того, чтобы решить, как выйти из сложившийся ситуации, 4 взрослых человека, «запертые» в одной квартире начинают выяснять свои, внутрисемейные отношения.
    Тогда сразу становится понятным, почему такая ситуация с их детьми произошла.
    Пенелопа – истеричная мать, заботящаяся об африканцах, но не видящая, что творится у нее «под носом», в ее собственном доме. Она не знает, что у ее сына есть банда… Она не знает, что ее муж боится хомяков… Она также не знает, что ее муж собственно и избавился от этого хомяка…
    Майкл – этакий типичный, на мой взгляд, отец, который вроде бы знает, что его ребенок жив и здоров, и этим довольствуется. Он не сильно переживает из-за того, что его сын лишился двух зубов, и сам с удовольствием рассказывает, как у него в детстве была своя банда.
    Ненси – занятая, интеллигентная мать с ярко выраженными психосоматическими реакциями. Как только разговор становится для нее крайне неприятным, ей становится плохо.
    Алан – помешанный на работе отец (если его можно таковым назвать), который без конца разговаривает по телефону, абсолютно не интересуется женой и сыном, да к тому же еще и своего сына называет «маньяком».
    Ни один из этих героев не вызывает у меня симпатии. Вроде над такой ситуацией можно было бы даже посмеяться, но… как-то все оказывается слишком грустно. Все разговоры героев просто пропитаны фальшью. Они улыбаются друг другу, но за спиной начинают «перемывать» друг другу косточки. И только изрядно выпив, они показывают друг другу настоящие лица.
    Но самое интересное заключается в том, что дети на следующий день помирились, а вот их родителям придется еще долго находить общий язык (не только между семьями, но и внутри своей собственной семьи). Просто дети более открыты друг для друга, они честнее взрослых.
    В целом фильм смотрится на одном дыхании, я бы порекомендовала его к просмотру всем родителям. Ведь мы так часто делаем проблемой то, что на самом деле проблемой не является. Так мы пытаемся замаскировать свои проблемы, переживания, вместо того, чтобы просто рассказать о них и попытаться решить.

    ОтветитьУдалить
  5. Поникарова Катя, ФСРПиП
    Этот фильм смотрела второй раз. Как и в первый раз, мне стало утомительно смотреть после сцены, когда Майкл достал виски. На протяжении всего фильма ждала, когда родители, обидевшего мальчика уйдут! Пронаблюдала, то, как родители мальчиков ссорились между собой. Сначала Пенелопа и Алан, Ненси и Майкл, затем мужчины, а потом и женщины. Понравилось, то как сыграли актеры этот весь разговор.

    ОтветитьУдалить
  6. Добычина Татьяна ФСРПиП.5а.
    Увлекательный фильм.
    В фильме показана проблема взаимоотношений.
    В принципе, может показаться, проблему родители раздули из ничего…Мальчишки подрались. Просто у некоторых из них это было реальным поводом для реализации своих потребностей – утвердиться….Особенно для Пенелопы( вечная защитница справедливости).
    Занятным в фильме является то, что они никак не могли закончить эту беседу( сколько раз Ненси и Адам намеревались уйти, и все же возвращались).
    На первый взгляд , по описанию может показаться, что будет монотонный фильм, но на самом деле небольшое количество героев и декораций маскируется насыщенностью происходящих диалогов

    Настораживает поведение женщин при распитии виски. Они постоянно доливают в стакан, причем сами себе, достаточно быстро пьянеют. В то время как мужчины, с удовольствием пьют, и их состояние особо не менялось.


    Меня действительно увлекало в начале фильма, как герои использовали сарказм в разговоре друг с другом.

    Не могу не заметить противоречивое поведение Пенелопы. То видите ли она настаивает на том, чтобы ребенок искренне извинился перед ее же сыном(причем она не столько этого хотела, сколько того, чтобы самой наказать этого мальчика), то сама же бросается с кулаками на своего мужа.

    Достаточно показательный фильм о взаимоотношениях, и как люди при взаимодействии друг с другом надевают маски, и что происходит, когда они исчезают.

    ОтветитьУдалить
  7. Звескина Ирина, ФСРПиП, 5А, 2012г
    Фильм «Резня», конечно познавательный и полезный, особенно для психологов. В какой-то мере я бы даже назвала его учебным. На основе игры актеров можно проанализировать поведение людей в жизни. Может где-то и гипертрофированное, но имеющее место и в реальности… Часто люди при первом знакомстве кажутся милыми, открытыми и понимающими, добрыми и готовыми идти на компромисс, а потом, когда уже становится сложно скрывать свое истинное Я, нам открывается их подлинное лицо, без масок и фальши, их истинные цели… И иногда они оказываются не такими привлекательными, какими казались сначала… Ложь, лицемерие, стремление к превосходству, неумение решить семейные проблемы и найти общий язык с супругом, желание казаться лучше, чем есть - все это (и многие другие неприглядные стороны людей) показаны в этом фильме.
    Однако есть одно но… Смотреть этот фильм было скучно… Я с огромным усилием досмотрела его до конца… Если бы просмотр проходил не в рамках курса, то я бы и до середины фильма не выдержала… Все время я ждала, что появятся мальчики – дети этих двух семейных пар и как-то разбавят сюжет, но этого не произошло.
    Услышав название фильма, я пришла в недоумение. Фильм с таким названием претендует как минимум на триллер… Однако, как мне кажется, название себя оправдало. По сюжету, действительно, происходила резня… Правда в переносном смысле. Супружеские пары безжалостно «резали» сначала своих оппонентов, а потом и друг друга… да в какой-то мере и самих себя… они разрезали, кромсали маски лицемерия друг друга… При этом нам все более отчетливо открывалась истинная личина этих людей.
    Подводя итог могу сказать, что просмотр фильма ни для кого не будет бесполезным… Однако просмотр вдумчивый и осмысленный, желательно с последующим обсуждением… Любителям смотреть фильмы ради развлечения и приятного времяпрепровождения я этот фильм не советую… Он слишком сложен и неинтересен для того, чтобы смотреть его ради получения удовольствия непосредственно от просмотра, а не от осмысления… В таком случае просмотр будет лишь пустой тратой времени…

    ОтветитьУдалить
  8. ФСРПиП, 5 курс

    Могу с полной уверенностью сказать, что на данный момент из всех пересмотренных фильмов в рамках данной дисциплины, этот фильм стал моим любимым.
    Блестящие актеры, изумительно простой и повседневный сюжет, прекрасные диалоги! Мои эмоции сменялись ежеминутно, но в то же время я не чувствовала от этого дискомфорта или усталости, наоборот, я с увлечением ждала нового витка событий. Правда, я боялась, что в конце концов настанет "happy end" и впечатление о фильме будет смазано, ан нет, режиссер и тут меня приятно удивил - последняя сцена была немой, но выразила так много и без слов..
    Мыль, которую я вынесла, закончив просмотр: люди, которые на первый взгляд кажутся нам грубыми и чересчур прямолинейными, на деле оказываются самыми искренними и бескорыстными.

    ОтветитьУдалить
  9. Добычина Татьяна, 5 курс, ФСРПиП
    Я в фильме увидела проблему взаимоотношений.
    На первый взгляд, может показаться, проблему родители раздули из ничего… «Мальчишки подрались». На самом деле, у некоторых из них это было реальным поводом для реализации своих потребностей – утвердиться….Особенно для Пенелопы( вечная защитница справедливости).
    Занятным в фильме является то, что они никак не могли закончить эту беседу( сколько раз Ненси и Адам намеревались уйти, и все же возвращались).
    На первый взгляд, по описанию может показаться, что будет монотонный фильм, но на самом деле небольшое количество героев и декораций маскируется насыщенностью происходящих диалогов.

    Настораживает поведение женщин при распитии виски. Они постоянно доливают в стакан, причем сами себе, достаточно быстро пьянеют. В то время как мужчины, с удовольствием пьют, и их состояние особо не менялось.
    Меня действительно увлекало в начале фильма, как герои использовали сарказм в разговоре друг с другом.
    Не могу не заметить противоречивое поведение Пенелопы. То видите ли она настаивает на том, чтобы ребенок искренне извинился перед ее же сыном(причем она не столько этого хотела, сколько того, чтобы самой наказать этого мальчика), то сама же бросается с кулаками на своего мужа.

    Достаточно показательный фильм о взаимоотношениях, и как люди при взаимодействии друг с другом надевают маски, и что происходит, когда они исчезают эти маски.

    ОтветитьУдалить
  10. Фильм действительно очень реалистичный. Такие ситуации можно увидеть каждый день, когда ссора происходит совсем не по истинной своей причине. В одной квартире собрались 4 человека со своими проблемами и особенностями. В один момент, когда правила приличия и вежливость отходят на второй план,на первый выходят затаенные обиды и желания героев. Один лишь Адам вел себя адекватно сложившейся ситуации. Остальные герои как бы дополняли "пороки" друг друга, с каждой фразой подпитывая их у себя и оппонентов. Тема социально одобряемых масок, как мне кажется, сейчас очень актуальна в современном мире. Люди потеряли в них своих близких людей, просто окружающих и самое главное себя. Порой очень трудно отличить, где есть сам человек, а где личина. И трудно, прежде всего, для него самого. Зато, сняв маску, человек испытывает облегчение, даже можно сказать, некоторую свободу, в фильме мы тоже могли это увидеть.

    Наташа Королева 5 курс ФСРПИП

    ОтветитьУдалить
  11. Наволочная Юля,ФСРПиП 5 курс.

    Фильм понравился, даже не смотря на то,что там играло всего 4 актера,вот что значит хорошо подобранный актерский состав.
    Герой Вальца, который по началу, кажется, что играет роль «злодея», но со временем понимаешь, что он говорит истину и уже притягивает к себе внимание, как довольно добрый человек. Но в случае героини Джоди Фостер и Кэйт Уинслет, дамы изначально были настроены на противостояние. Хоть и скрывали это за миленькими улыбками друг друга. Алкоголь показал их настоящими. Джон Си Райли, все время пытается сохранить атмосферу в не напряженном состоянии и всегда разряжает обстановку. Но не все люди, могут столько сдерживаться и он тоже вставляет свое веское слово, свое громкое слово.
    Пока я смотрела фильм, было такое ощущение, что я сама присутствую в той комнате, настолько реалистично было снято и проиграно.
    С удовольствием еще раз пересмотрю фильм.

    ОтветитьУдалить
  12. Гарафутдинова Вика. ФСРПиП 5А.
    Отличный камерный фильм. Я всегда с удовольствием смотрю фильмы, в которых герои раскрываются в так называемых "закрытых" условиях, в них отлично раскрываются характеры героев, их слабые стороны, они предстают на суд зрителя "во всей красе". В фильме "Резня" все так и было. Он захватил мое внимание с первых минут, заставил поверить в происходящее. Я чувствовала напряжение, которое царило в той квартире, ощущала неловкость за героев, одобряла и отвергала их поступки и слова. Трудно говорить об этом фильме в целом, потому что по своей сути у него нет сюжета, нет активного действия, но зато есть герои, о которых можно много говорить, анализировать их. Я думаю, что для каждого из них можно составить психологический портрет на основе этого фильма. Но для этого нужно посмотреть его еще пару раз, что я и сделаю.

    ОтветитьУдалить
  13. Филиппова Ольга, ФСРПиП, 5 курс
    Когда я увидела эту маленькую квартирку и людей, обсуждающих какие-то документы, мне стало ужасно скучно и я приготовилась весь фильм терпеть, а не наслаждаться просмотром.
    Но вскоре ситуация в корне изменилась, события фильма захватили меня. Пусть сюжет фильма прост и банален (две пары родителей обсуждают драку их детей)– все как-то смогло развернуться и закрутиться динамично и увлекательно.
    В процессе фильма родители переходят от обсуждения изначальной проблемы - к обсуждению своих личных, даже интимных вопросов. Поведение главных героев очень меняется от начала к концу картины - они уже не держат себя в руках, позволяют себе кричать, выпивать, ругаться, прямо обвинять друг друга, вспоминают прошлые грехи, показывают свое истинное Я; они даже образуют коалиции с партнерами противоположной пары, и позволяют себе выступить против своего партнера.
    И все это - в одной тесной квартирке, где и двоим воздуха не хватает. А тут- четыре разъяренных и возбужденных взрослых человека, и каждый горячо и всем сердцем отстаивает свою позицию. Вспышка чувств и эмоций, которые давно копились, сгущались, не имели возможности выйти наружу.
    Но все заканчивается хорошо- взрослые успокаиваются, дети помирились, хомячок, которого выгнали из дома –жив . Все встает на свои места. Жизнь идет дальше.

    ОтветитьУдалить

Спасибо, что решили принять участие в обсуждении! Ваш комментарий будет опубликован при следующих условиях: он написан на литературном русском языке, соответствует теме форума - рассказывает про Ваши впечатления о фильме и при этом не нарушает законодательство РФ.