Страницы раздела "Психологическое кино"

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМ БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ В МИРЕ, ОТРАЖАЕМЫХ СОВРЕМЕННЫМ КИНЕМАТОГРАФОМ

В течение десяти лет я веду небольшой тренинг для специалистов, обучающихся практике психологической помощи. В основном, это студенты-психологи, избравшие специализацию в области индивидуального, группового или семейного психологического консультирования. К сожалению, обучение в вузе не обеспечивает возможности систематического наблюдения и осмысления проблемных жизненных ситуаций реальных клиентов.

Просмотр и обсуждение фильмов, раскрывающих жизненные проблемы наших современников, в какой-то степени позволяет компенсировать этот недостаток - дискуссии об увиденном заметно развивают умение анализировать процесс межличностного взаимодействия, мотивы и смысл человеческих поступков, понимать закономерности, определяющие поведение человека в социальном окружении.

Предметом для наблюдения и анализа здесь являются персонажи специально отобранных художественных фильмов. В ряде случаев эти фильмы сняты на основе реально происшедших событий; другие — являются авторскими попытками отразить средствами киноязыка актуальные реально существующие проблемы современного человека.

В первом разделе блога представлены эссе, напсанные и выложенные участниками семинара-тренинга после просмотра и обсуждения некоторых фильмов.

Второй раздел содержит список "психологических" фильмов, которые я собрал и оформил в подобие тематического справочника на основе публикаций в теме "Психологическое кино" на форуме В17
http://www.b17.ru/forum/topic.php?id=13&prt=395

Уважаемые гости, приглашаю вас принять участие в обсуждении "психологического кино"! Если вы видели какие-то из представленных здесь фильмов, и хотите поделиться своими впечатлениями, - просто добавьте свой комментарий, регистрация при этом не требуется!

В публикациях сохраняется исходная орфография и пунктуация, литературная редакция не осуществляется.

Сообщения, содержащие обсценную лексику, оскорбления или экстремистские призывы не публикуются.



На острой грани / Running with Scissors

режиссёр: Райан Мерфи, 
сценарий: Райан Мерфи, Огюстен Берроуз,
продюсер: Огюстен Берроуз, Деде Гарднер, Брэд Грэй...
оператор: Кристофер Баффа
композитор: Джеймс С. Левайн
художник: Ричард Шерман, Лорин Флемминг, Лу Эйрич..
в главных ролях:  Аннетт Бенинг, Брайан Кокс, Джозеф Файнс, Ивэн Рэйчел Вуд, Алек Болдуин, Джозеф Кросс, Джилл Клейбёрг, Гвинет Пэлтроу, Гэбриэл Юнион, Патрик Уилсон
страна: США,
год: 2011.

Смотреть Vkontakte







12 комментариев:

  1. Клопова Юля, ФСРПиП, 5А

    Фильм вроде понятный, но в то же время не совсем понятный. Есть моменты, над которыми можно посмеяться, но основное чувство на протяжении фильма – жалость ко всем без исключения героям.
    Неуравновешенная, совершенно сумасшедшая мама главного героя, помешанная на поэзии и безрезультатных попытках опубликовать свои творения в различных изданиях и стать знаменитой. Пьющий запоями отец и, конечно, сам мальчик – заброшенный родителями, а в последствии отданный на воспитание в семью еще более сумасшедшего доктора Финча.
    Любой из ряда вон выходящий случай в этой семье считается нормой, все проблемы решаются «выпусканием гнева» и антидепрессантами. В этой семье царит полная свобода, отсутствие всяческих правил, существование на грани абсурда. Куришь? – Пожалуйста! Только не бери сигареты из маминой пачки. Встречаешься с сорокалетним мужчиной? – Ты уже такой взрослый! И все в таком духе.
    Мальчик хотел иметь нормальную семью, без постоянных ссор и скандалов родителей. А попал в откровенный дурдом! Но в этом дурдоме к нему проявляет настоящую материнскую любовь и нежность Агнес. Она поддержала его желание стать стилистом, заметила это и подарила ему книгу. Беспокоилась, когда Огастен ушел из дома и долго не появлялся… Беседовала с ним.
    В конце концов, Огастен понимает, что дальше так продолжаться не может, и в такой семье у него нет будущего, и принимает решение уехать. И здесь опять его поддерживает Агнес. В то время как родная мать на прощание всего лишь спросила у него, взял ли он теплые вещи, Агнесс не только поддержала Огастена морально, но и дала денег на дорогу.
    В целом, фильм неплохой. Дает почву для размышлений.

    ОтветитьУдалить
  2. Егорова М., ФСРПиП, 5 курс
    Фильм достаточно интересный и во многом для меня непонятный.
    Мама мальчика Огюстена находится в творческом кризисе, постоянно ссорится (до драк) с отцом, поэтому она обращается за помощью психиатру Финчу, у которого взгляды на лечение крайне оригинальны и на первый взгляд кажутся безумными.
    С одной стороны, мы видим, что психиатр является профессионалом в своей деятельности (вспомните, как он тонко чувствует каждого своего клиента, как умеет успокоить), а, с другой стороны, его мотивы и поступки для меня остаются во многом непонятными.
    Смотришь этот фильм и понимаешь, что все герои – просто психи, включая самого психиатра (стоит только вспомнить, как он определял будущее по своим испражнениям, сомнений в его «неадекватности» не возникает). Дочь психиатра в исполнении Гвинет Пелтроу поразила меня своей «слепой верой». Надо же верить в то, что кот с тобой говорит и предвещает свою смерть. Еще бы это предсказание не сбылось! Запереть кота на 4 дня без еды и воды. Ужас!!!!
    Непонятны остались для меня и мотивы матери Огюстена, которая отдала своего сына малознакомому психиатру на усыновление. Какая нормальная мать так поступит? Но возможно, дело как раз в том, что она и была «ненормальной», то есть шизофреником.
    Обстановка в доме психиатра просто ужасающая. Да, там разрешают делать все: применять электрошоковую терапию, не убираться, не мыть посуду, не разряжать елку 2 года, есть собачий корм. Это место, где нет границ и рамок, где ты делаешь то, что тебе захочется (можно даже сделать дыру в потолке, если он на тебя давит). Возможно, именно в этом и состояла суть терапии доктора. Все мы живем в определенных границах, которые рисуют наши родители, нарушить эти границы мы не можем, пока родители нам не разрешат. А поскольку все это происходит на бессознательном уровне, то мы так и продолжаем жить, не выходя за пределы нарисованных когда-то границ.
    Суть терапии психиатра состоит в том, что он усыновляет детей их других семей, таким образом становясь главным лицом для ребенка. Он отменяет все запреты, рамки и границы, поставленные в родительской семье. Тогда ребенок сам может выбирать то, что ему хочется делать, меняя при этом сценарий своей жизни.
    Но такая форма терапии имеет еще одно последствие: ребенок, осознавая свою свободу, понимает, что нельзя жить, делая все, что тебе хочется. Он понимает, что для нормального существования в обществе необходимо устанавливать для себя границы поведения. Тогда и к запретам он относится более серьезно и осознанно.
    В целом фильм очень глубокий, интересный, неординарный. После его просмотра мне захотелось прочитать автобиографическую книгу Огюстена, чтобы сравнить ее с фильмом.

    ОтветитьУдалить
  3. Елена Ловыгина, ФСРПиП 5Б


    Фильм вызвал ощущение полнейшего безумия, происходящего на экране. Однако, после просмотра захотелось смотреть его еще и еще. Вызывает жалость и сочувствие герой Огастен Берроус, живущий с мамой, которая возомнила себя талантливой поэтессой и стремится стать знаменитой, и папой – страстным любителем впить покрепче. Мама не в силах выдерживать адской жизни с мужем (дело доходит до драк) подает на развод, отдает мальчика на воспитание своему врачу, доктору Финчу. И тут начинается самое интересное, Огастен попадает в совершенно безумную семью психов. Мне непонятны поступки мотивы Финча и его родных, все происходящее кажется полнейшим бредом и сумасшествием.

    ОтветитьУдалить
  4. Шакимова Екатерина Аскаровна 5 курс. ФСРПиП.

    Я смотрела на всех героев, как на сумасшедших. Даже главный герой для меня не был нормальным, меня удивляет тот факт, что он был подростком и не мог сопротивляться, бунтовать против сложившейся ситуации в семье.
    Вместо этого он смирился со всем, но все же в конце фильма он проявил себя с другой стороны - сделал выбор в своей жизни, а именно уехал и начал жить самостоятельно. В этот момент я порадовалась за него, наконец, то он изменит свою жизнь и ближайшее окружение. Наверно ему надо было созреть для этого решения, он привык жить с мамой, ему было комфортно, пока его не усыновил доктор Финч.
    Я против способов лечения пациентов доктором Финчем, он аферист и мошенник, а также отличный манипулятор. Единственное за, что его можно похвалить это за умение тонко чувствовать других людей, возможно, благодаря хорошо развитой рефлексии и жизненному опыту доктора.
    Я не принимаю его за профессионала, потому, что он никогда и ни в чем не ограничивал своих и чужих детей, а я привыкла, что родители ставят мне какие, то ограничения, правила. Поэтому не могу позволить себе делать все что хочу, есть сформированные в голове правила, установки, если я их нарушу, буду чувствовать вину за это. Может вседозволенность это и хорошо, но рано или поздно она приводит к кризису, ведь главный герой понял, что ему не хватает родительских ограничений, без них плохо. Нужна норма и адекватность в запретах.
    Нашим родителям сложно соблюдать норму и адекватность, потому, что они повторяют сценарий своих родителей. Им нужно совершенствоваться и развиваться для того, чтобы быть лучше. Когда родители будут самосовершенствоваться, тогда и дети станут более самостоятельными, ответственными личностями.

    ОтветитьУдалить
  5. Добычина Татьяна, 5 курс, ФСРПиП
    Фильм оказался для меня сложным. Он как бы предстал из множества точек напряжения и возмущения. Некоторые моменты просто шокировали.
    Чувство жалости сопровождало почти весь просмотр фильма. В один из эпизодов я почувствовала беспомощность, скорее грусть, когда он разговаривал с женой доктора о ее мечте. Она сказала, что «наверно» мечтала о семье (хотя это еще вопрос - этого ли она хотела), он сказал, что «это хорошая мечта». Тут я подумала, что в принципе настоящей семьи у него и не будет(если принимать во внимание его ориентацию), по крайней мере, традиционной. Здесь становится действительно грустно.
    Все-таки легче становится, когда в конце приводится небольшой рассказ о том, как закончилась история.
    Метод доктора вообще для меня остался непонятным. Эти таблеточки, усыновление…
    И в целом его странные взаимоотношения с клиентами.
    Ну а если посмотреть на главного героя – то понимаешь, что ко многим вещам в жизни нужно относиться спокойнее и смелее.
    Посмотрев этот фильм, я искренне почувствовала глубину эмоционального переживания героя.

    ОтветитьУдалить
  6. Добычина Татьяна, ФСРПиП, 5 курс

    Фильм оказался для меня сложным. Он как бы предстал из множества точек напряжения и возмущения. Некоторые моменты просто шокировали.
    Чувство жалости сопровождало почти весь просмотр фильма. В один из эпизодов я почувствовала беспомощность, скорее грусть, когда он разговаривал с женой доктора о ее мечте. Она сказала, что «наверно» мечтала о семье (хотя это еще вопрос - этого ли она хотела), он сказал, что «это хорошая мечта». Тут я подумала, что в принципе настоящей семьи у него и не будет(если принимать во внимание его ориентацию), по крайней мере, традиционной. Здесь становится действительно грустно.
    Все-таки легче становится, когда в конце приводится небольшой рассказ о том, как закончилась история.
    Метод доктора вообще для меня остался непонятным. Эти таблеточки, усыновление…
    И в целом его странные взаимоотношения с клиентами.
    Ну а если посмотреть на главного героя – то понимаешь, что ко многим вещам в жизни нужно относиться спокойнее и смелее.
    По крайней мере, посмотрев этот фильм, я почувствовала глубину эмоционального переживания героя.

    ОтветитьУдалить
  7. Звескина Ирина, ФСРПиП, 5А, 2012г.
    Этот фильм остался для меня во многом непонятным. Может я, просто, была не настроена на продуктивный просмотр картины в тот день. А может он является слишком сложным, а главная идея лежит слишком глубоко, чтобы понять ее после первого просмотра. Однако обсуждение помогло разобраться лучше.
    Какую идею я увидела в этом фильме? Наверно, идею о том, что мы можем менять свою жизнь и быть ее хозяевами. Главный герой не захотел смириться с обстоятельствами, которые на него навалились, он активно пытался выбраться из них, плыл против течения, сопротивлялся, и ему удалось их преодолеть. Я испытала радость за него. Также рада была и за жену доктора. Наконец она начала жить для себя, а не для мужа, с которым у нее не было ни любви, ни настоящей семьи, да вообще ничего общего. Эти два героя (Огастен и Агнес), пожалуй, самые настоящие в этой истории. К ним только позитивные чувства. К остальным же нет даже жалости. Они сами выбрали такое существование и теперь расплачиваются за него.
    Родители же главного героя и вообще вызывают презрение. Мать, интересующаяся только поэзией и отдавшая родного сына на воспитание совершенно неадекватному, на мой взгляд, доктору. Отец, который попросту «забил» на сына. А мальчик просто хотел, чтобы у него была ОБЫЧНАЯ, нормальная семья, чтобы его ругали и наказывали, чтобы ему что-то запрещали, как другим детям. С такой семьей ему пришлось слишком рано повзрослеть. Единственная, кто понял и поддержал его – это все та же жена доктора - Агнес. Она относилась к нему лучше, чем родная мать. Да и он дал ей почувствовать свою нужность, например, когда всего лишь попросил приготовить ему еду. Всего-то что и нужно было ей для счастья – заботиться о ком-то и получать в ответ хоть каплю любви и благодарности. Но и этого не могла дать ей ее семья, если ее можно так назвать.
    Несмотря на всю неадекватность доктора, его методы все же привели к определенным результатам. Думаю, именно атмосфера вседозволенности, царившая в семье доктора, привели к тому, что Огастен понял, как важно, чтобы в жизни рамки все же были и как важно иметь родителей, которые эти рамки устанавливают и наказывают за их нарушение.
    Я бы провела параллели с фильмами «Похороните меня за плинтусом» и «Я». В этих картинах герои тоже оказались в трудной жизненной ситуации, их жизнь могла сложиться весьма неудачно – алкоголь, наркотики, смерть. Но они, так же как и главный герой этой картины, сопротивлялись обстоятельствам и победили их. Их истории могут быть хорошим уроком тем, кто отчаялся справиться, отпустил руки. Они дают надежду на лучшее. Тем более, что, насколько мне известно, это фильмы автобиографичные.
    В целом фильм дает пищу для размышлений, заставляет задуматься.

    ОтветитьУдалить
  8. Добычина Татьяна, ФСРПиП, 5 курс

    Фильм оказался для меня сложным. Он как бы предстал из множества точек напряжения и возмущения. Некоторые моменты просто шокировали.
    Чувство жалости к героям фильма сопровождало почти весь просмотр фильма. В один из эпизодов я почувствовала беспомощность, скорее грусть, когда он разговаривал с женой доктора о ее мечте. Она сказала, что «наверно» мечтала о семье (хотя это еще вопрос - этого ли она хотела), он сказал, что «это хорошая мечта». Тут я подумала, что в принципе настоящей семьи у него и не будет(если принимать во внимание его ориентацию), по крайней мере, традиционной. Здесь становится действительно грустно.
    Все-таки легче становится, когда в конце приводится небольшой рассказ о том, как закончилась история.
    Метод доктора вообще для меня остался непонятным. Эти таблеточки, усыновление…
    И в целом его странные взаимоотношения с клиентами.
    Ну а если посмотреть на главного героя – то понимаешь, что ко многим вещам в жизни нужно относиться спокойнее и смелее.
    По крайней мере, посмотрев этот фильм, я почувствовала глубину эмоционального переживания героя.

    ОтветитьУдалить
  9. Фильм для меня был очень сложным. Трудно было увидеть ту тонкую грань между гениальностью и сумасшествием. Наверное, поэтому фильм и назван "На острой грани". Был ли доктор гением, используя такой метод лечения, или же он был сумасшедшим, реализуя свои больные идеи? Я склонна к мысли, что он сочетал в себе обе этих тенденции. Используя метод "из крайности в крайность", он предоставил главному герою, страдающего от сильного контроля родителей, неисчерпаемую свободу действий. И мы увидели результат - пройдя нелегкий путь, герой нашел свой путь. выбрав золотую середину. Сумасшествием же доктора была его семья, где собственно сумасшествие и было неким культом. Мне было очень жаль его жену. Она не знала, чего хочет от жизни и пыталась убедить себя, что то единственное, что у нее есть, ее семья, это и есть ее мечта.

    Наташа Королева 5 курс ФСРПиП

    ОтветитьУдалить
  10. 5 курс, ФСРПиП
    Этот фильм я смотрела сразу после того, как он вышел. И видимо, он меня не впечатлил, потому что когда мы начали смотреть его на паре, я поняла, что он мне знаком, но я абсолютно не помню сюжета.
    Повторный просмотр вызвал яркие и бурные чувства. Весь фильм я сопротивлялась сюжету, удивляясь сумасшедшим методам доктора, эгоцентризмом матери, и безропотным послушанием главного героя.Мне хотелось кричать, что они все делают не так...
    Картина меня неприятно вымотала, хотя и показала, что противоречивые методы, тоже методы, иногда даже действенные.

    ОтветитьУдалить
  11. Гарафутдинова Вика. ФСРПиП 5А.
    Большую часть фильма меня не покидало ощущение, что все происходящее - полнешее безумие, но ближе к концу я в него втянулась. Впечталения смутные, мне были непонятны действия психотерапевта, в большинстве случаев я либо неодобряла его поступки, либо вообще считала его сумасшедшим. Фильм заставил меня задуматься о своей семье, о том как события прошлого повлияли на мою жизнь и влияют до сих пор.
    Что ж, однозначно, фильм заслуживает внимания. История Огюстена показалась мне настолько интересной, что я решила прочитать его книгу "Бегом с ножницами", и хочу заметить, что события, происходящие в ней, по своей абсурдности не идут в сравнение с теми, что показаны в фильме.

    ОтветитьУдалить
  12. Филиппова Ольга, ФСРПиП, 5 курс

    Основное чувство, которое возникает при просмотре этого фильма-жалость к героям. Особенно к мальчику, жизнь, здоровье и будущее которого во многом зависит от родителей.
    А родителям нет дела до ребенка. У каждого свои проблемы, и равнодушно относиться к тому, кто так нуждается в любви и заботе -для них является нормой.
    Таких семейных пар немало сейчас, пусть даже и благополучных со стороны, но на самом деле холодных друг к другу и к детям. Это очень печально.
    Фильм натолкнул меня на размышления о семье, о взаимоотношениях, ценностях нашей жизни.

    ОтветитьУдалить

Спасибо, что решили принять участие в обсуждении! Ваш комментарий будет опубликован при следующих условиях: он написан на литературном русском языке, соответствует теме форума - рассказывает про Ваши впечатления о фильме и при этом не нарушает законодательство РФ.