Страницы раздела "Психологическое кино"

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМ БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ В МИРЕ, ОТРАЖАЕМЫХ СОВРЕМЕННЫМ КИНЕМАТОГРАФОМ

В течение десяти лет я веду небольшой тренинг для специалистов, обучающихся практике психологической помощи. В основном, это студенты-психологи, избравшие специализацию в области индивидуального, группового или семейного психологического консультирования. К сожалению, обучение в вузе не обеспечивает возможности систематического наблюдения и осмысления проблемных жизненных ситуаций реальных клиентов.

Просмотр и обсуждение фильмов, раскрывающих жизненные проблемы наших современников, в какой-то степени позволяет компенсировать этот недостаток - дискуссии об увиденном заметно развивают умение анализировать процесс межличностного взаимодействия, мотивы и смысл человеческих поступков, понимать закономерности, определяющие поведение человека в социальном окружении.

Предметом для наблюдения и анализа здесь являются персонажи специально отобранных художественных фильмов. В ряде случаев эти фильмы сняты на основе реально происшедших событий; другие — являются авторскими попытками отразить средствами киноязыка актуальные реально существующие проблемы современного человека.

В первом разделе блога представлены эссе, напсанные и выложенные участниками семинара-тренинга после просмотра и обсуждения некоторых фильмов.

Второй раздел содержит список "психологических" фильмов, которые я собрал и оформил в подобие тематического справочника на основе публикаций в теме "Психологическое кино" на форуме В17
http://www.b17.ru/forum/topic.php?id=13&prt=395

Уважаемые гости, приглашаю вас принять участие в обсуждении "психологического кино"! Если вы видели какие-то из представленных здесь фильмов, и хотите поделиться своими впечатлениями, - просто добавьте свой комментарий, регистрация при этом не требуется!

В публикациях сохраняется исходная орфография и пунктуация, литературная редакция не осуществляется.

Сообщения, содержащие обсценную лексику, оскорбления или экстремистские призывы не публикуются.



За тобой

год 2011
страна Россия
режиссер Татьяна Ивашкина
сценарий Татьяна Ивашкина
продюсер Владимир Отвиновский, Сергей Алехнович, Юрий Коптев, ...
оператор Иван Гудков
композитор Юрий Смоляков, Олег Зарипов
художник Полина Орехова
монтаж Сергей Иванов
премьера (РФ) 18 августа 2011, «Легкие Люди»
релиз на DVD 27 сентября 2012, «Мистерия Звука»
время 73 мин.

17 комментариев:

  1. Фильм "За тобой" оказался для меня сначала не совсем понятным. Однако, на протяжении фильма мои сомнения развеялись. Несмотря на утрированность многих факторов (дети одни, мальчик без присмотра, его конвенциональное расстройство и др.) в картине, по моему мнению, прошел прием психодрамы. Девушка перестраивала действия в своей голове, пытаясь исправить сложившуюся ситуацию. Как было это показано в фильме, мне напомнило "Эффект бабочки" и "Пункт назначения", только в обратную сторону.
    Возраст героини Светланы Ходченковой и самой актрисы явно не совпадает, это вызвало во мне бурю негодования.
    Вообще, по фильму много вопросов. Однако, по факту, то, что я смог увидеть, так это переживание горя утраты.
    Мальчик и его сестра. Мальчик в "своем мирке" (как проявление глубокого переживания) из-за аварии родителей и "заботливая" сестра, которая тоже в своих мыслях, однако, пытается справляться с переживаниями. Она прячет нож, но забывает об остальных вещах, таких как молоток, гвоздодер... Мальчик в данном состоянии, как мне кажется довольно внушаем, поэтому он проявляет лишь проекцию слов и действий сестры (то есть ему хочется жить, однако сестра напротив).
    Оставив ключи дома, мальчик оказался один. Сестра поступила неадекватно (звонок непонятно кому, 3 часа на путь). Подросток проявил протест сестре, которая считала себя виноватой (интернальный локус контроля). Её "накручивание" привело к безысходности.
    На протяжении фильма меня посещали различные эмоции - это и раздражение, и страх, и недоумение... Местами картина казалась нудной.
    Родители погибли, девушка погибла, что же будет с мальчиком? "За тобой" - он, как мне кажется, окажется в одиночестве и не сможет это терпеть.
    Остается много вопросов по фильму.
    ФСРПИП, ППО-41

    ОтветитьУдалить
  2. Гаврилова Ксения ППО-42

    Фильм "За тобой" оставил у меня не очень хороший след на душе. После просмотра фильма я очень долго думала о том, как же быть дальше..
    Мальчик-инвалид, ставший таковым из -за смерти своих родителей, погибших в автокатастрофе и его сестра Кира, воспитывающая его одна вызывали у меня только лишь жалость и сочувствие. Ребенок ничего не слышит и не может ходить. По его состоянию видно, что он не видит смысла в жизни и даже хочет выброситься с балкона, лишь бы быть рядом со своими родителями.
    События в жизни его сестры показаны с элементами фантастики и иллюзии. Девочка совершает путешествие в прошлое, где ее основной задачей является исправить ситуации, ошибки, которые привели её родителей к аварии.
    Все события, произошедшие в жизни - необратимы. Но лишь иногда можно совершить какие-либо действия, которые могут изменить жизнь другого человека. В данном случае - мальчика Дани. Его сестра пожертвовала своей жизнью, чтобы спасти его.
    Кира погибла ради своего брата. Мальчик остался совершенно один.
    Встает вопрос: как жить ребенку дальше? что с ним будет?
    Всё это вызывает у меня беспокойство и страх.
    Такой открытый финал заставил меня размышлять и раздумывать над этим фильмом.

    ОтветитьУдалить
  3. Щукина Виктория ППО42
    Фильм "За тобой" вызвал у меня одно из моих нелюбимых чувств - жалость,Я переживала, сдерживала слезы моментами, волновалась, наблюдая за главными героями.Воспитывающая в одиночку младшего брата-инвалида, двадцатилетняя Кира однажды оказывается перед выбором: спасти жизнь чужого человека или уберечь свою. На принятие решения ей отведено лишь мгновение. И за это время девушка успевает совершить долгое путешествие по иллюзорным мирам своих фантазий и воспоминаний.
    Весь фильм оказался для меня не столько интересным, сколько я от него ждала. В финале главная героиня умирает, жертвуя собой осознанно, ее брат остается жив, но что дальше???
    Картина безусловно отражает актуальные проблемы взаимоотношений близких людей, отражает важные социальные проблемы.
    Мистические перемещения главной героини, последовательная цепочка поступков и событий привлекли мое внимание. В жизни каждого человека есть такие моменты, которые хочется изменить, проанализировать. Фильм запомнился мне именно идеей о последствиях своих поступков.
    В целом картина мне больше понравилась, не смотря на некоторые недоработки.

    ОтветитьУдалить
  4. Заплатина Александра ППО-42
    Фильм «За тобой» оставил много открытых вопросов. В фильме много недомолвок и оговорок, которых оставляют интерпретировать зрителю. Я многое не поняла, в том числе и то, что в итоге хотел донести автор.
    Фильм рассказывает о безысходности в жизни молодой девушки Киры и ее брата, у которого конвенциональное расстройство. Девушка хочет помочь мальчику, не хочет отдавать его в больницу, хотя сама все время проводит на работе, чтобы заработать деньги, а брат в это время находится дома один. Такое чувство, что у этих ребят совершенно нет близких людей и никакая социальная помощь им не оказывается. Дети просто брошены на произвол судьбы. К этому примешивается еще и то, что и сестра и брат находятся в депрессивном состоянии после смерти родителей, оба ребенка во многом не отдают себе отчет.
    В ходе повествования фильма мы узнаем о том, что младший брат винит Киру в смерти родителей, так как перед аварией они ссорились из-за этого сильно опаздывали на конференцию, ехали с превышением скорости и спорили по дороге. А Кира признает вину, и это еще одна из причин, почему она не отдает брата в больницу.
    Главная идея фильма, на мой взгляд, заключалась в том, что у каждого человека есть выбор, как поступить, а также, что все наши поступки имеют последствия. В одной из сцен фильма Кира стает перед выбором - спасти ли незнакомой девочке жизнь ценной своей жизни или пройти мимо?
    В этих раздумьях девушка возвращается в прошлое, где исправляет свои тогдашние ошибки – не ссорится с родителями, не уводит парня у подруги, мирится с братом. По фильму это происходит за считанные секунды, и вернувшись в настоящее, Кира спасает ребенка, а сама попадает под машину. После чего эта девочка спасает брата Киры от самоубийства, позвонив в звонок, брат чудесным образом избавляется от своего расстройства. Возможно, автор хотел нам сказать, что если бы девушка поступила по-другому, то брат бы погиб. Но для меня так и осталось непонятой эта логическая цепочка.
    Не могу сказать, что фильм произвел на меня впечатление, хотя практически весь фильм я сидела в напряжении: что же будет дальше? Как мне кажется, этот фильм формирует неправильную установку: все наши действия тесно взаимосвязаны между собой, и из одного обязательно вытекает другое, минуя множество факторов, которые помимо этого могут повлиять на ситуацию. Может, какие-то наши действия и влияют на наше будущее и взаимоотношения с людьми, но не стоит забывать о том насколько субъективное восприятие каждого из нас, а также принижать роль обстоятельств, которые влияют на ситуацию практически на половину, как и решения человека.

    ОтветитьУдалить
  5. Дадакина Мария, ППО-42
    Фильм «За тобой» тяжелый для восприятия, но глубокий по смыслу, заставляющий чувствовать и думать. Главные герои: Максим, ставший инвалидом из-за гибели родителей в автокатастрофе и Кира, его старшая сестра, которая пыталась его воспитать одна. Они (главные герои) вызывали у меня чувства сопереживания, жалости.
    Вначале я не совсем понимала фильм, мне было сложно, из-за того, что часто менялась картина настоящего и прошлого. В фильме показывается, как Кира совершает перенос в прошлое, где пытается исправить совершенные ошибки в жизни. И в итоге Кира путем жертвы своей собственной жизни спасает маленькую девочку. Но ее брат останется совсем один. И какая же будет его реакция на еще одну такую стрессовую ситуацию в жизни?
    Был неожиданный для меня конец фильма, т.к., наверное, уже привычно, что фильмы заканчиваются хорошо, но данный фильм был исключением.

    ОтветитьУдалить
  6. Барболина Ольга ППО-42
    Фильм "За тобой" заставил меня задуматься о многом. В первую очередь, о вопросе, который задавали школьники: "Кто для вас самый важный человек на свете и как далеко вы бы за ним последовали?".Думаю, многие пытались на него ответить, я не исключение. Смогла бы я пожертвовать своей личной жизнью ради единственного брата?.. А жизнь отдать?..
    Героиня фильма Кира так и сделала!
    После смерти родителей ее жизнь превратилась в серое и унылое существование в постоянном беспокойстве и уходе за братом. Но в один миг сознание Киры замирает, пытаясь сделать правильный выбор - пройти мимо или спасти девочку от грузовика, погибнув самой. За эти доли секунды вся жизнь Киры пролетела перед глазами. Она успела исправить все свои ошибки, за которые очень себя винила, и успокоившись, шагнула навстречу несущемуся грузовику...
    Но мне не понятно - сделала ли она тем самым лучше жизнь своего брата?...

    ОтветитьУдалить
  7. Литвинчук Алена ППО - 41
    Фильм «За тобой» очень драматичен, в нем так мало светлых моментов, что после себя он оставляет грустные и печальные размышления. Фильм говорит о том, как сильно может повлиять на всю цепочку жизни, одно, казалось бы мельчайшее звено, в данном случае мелкая ссора с родителями, которая привела к аварии, к смерти, к несчастному существованию брата старшей героини и ее самой. На протяжении всего фильма чувствовалось, что Кира испытывала болезненное и разрушающее чувство вины перед братом за смерть родителей, мне было искренне жаль ее по этой причине. Но были моменты, в которых Кира вызывала у меня раздражение, она очень странно, на мой взгляд, вела себя по отношению к брату. Она знала, что он не хочет жить и оставляла молотки и другие инструменты в поле легкой доступности, уходила работать на целый день, а когда не смогла попасть домой, потому что мальчик не открывал ей дверь, пошла пешком за ключом к тете, теряя драгоценное время, зная, что он находится в беде. На протяжении фильма Кира в мыслях отправлялась в прошлой, прокручивая детали ситуации, изменив которые можно было бы предотвратить смерть родителей. В конце фильма Кира умерла, спасая девочку от удара надвигающегося автомобиля, а эта девочка, как ни в чем не бывало пошла по своим делам, что тоже показалось мне странным, но в итоге она спасла от гибели брата Киры - Даню, предотвратив его самоубийство. Что после этих событий будет с мальчиком - неизвестно, как теперь он будет жить, потеряв единственного оставшегося близкого человека – непонятно.

    ОтветитьУдалить
  8. Рассветалова Ксения ППО-41
    Данный фильм очень драматичен.
    Кира - молодая девушка, у которой погибли родители в автокатастрофе. Даня - ее младший брат, узнав о гибели, перестает вообще что-либо делать, и даже разговаривать. Кира ухаживает за ним. Она чувствует огромную вину в смерти родителей.
    Но я с этим не согласна. В этом никто не виноват, так получилось, ведь ее не было в машине вместе с ними и она ничего такого не сделала. Эти моменты, когда она возвращается в прошлое и пытается что-то изменить, мне непонятны. Мы живем один раз, и прожить без ошибок - невозможно.
    Даня очень странно себя ведет. При сестре он не подает никаких признаков, а как только она уходит. он пытается покончить с собой. Это неправильно! Да, может Кира в чем-то и рассеянна, (оставляла предметы в ненужных местах), но ее тоже можно понять. Она также потеряла дорогих людей, и к тому же ей на плечи лег груз - заботиться о брате, который считает ее виновной. Ей самой нужна поддержка в такие моменты!
    На протяжении всего фильма я была очень расстроена, так как мне очень близка данная проблема в настоящее время.Очень переживала за Даню, но в то же время и не понимала, зачем он хотел покончить с собой.

    ОтветитьУдалить
  9. Ермолина Дарья ППО 41
    Фильм мне показался очень тяжелым, все время я испытывала напряжение, какое то негодование.Не легкая судьба у главной героини Киры, которая вынуждена работать каждыми днями и зарабатывать на жизнь себе и младшему брату Дане. Даня узнав о гибели родителей стал инвалидом, парализован. Кира в один из дней, забывает ключи от дома, и вспомнив это на работе, бежит "сломя" ноги домой. В этот момент брат решил свести счеты с жизнью и выброситься с балкона. Кира не достучалась до брата, он не открыл ей дверь. Кира бежит за вторыми ключами к подруге родителей. И на дороге у нее случается не обычный выбор.....Спасти жизнь девочки или самой попасть под машину...И на какой то момент она попадает в прошлое и видит свою прежнюю жизнь со стороны...Она ругается с родными, уводит у подруги любимого, и со стороны ей это не нравится, она пытается поменять прошлое, изменить свои прежние ошибки. Изменив прошлое в своем сознании, я думаю, она как бы освобождается от своих ошибок. И с облегчением открыв глава в настоящем, она понимает, что это лишь в прошлом, решает спасти девочку, вытолкнув ее с дороги она сама попадает под машину....Мое мнение, она освободила себя от своих ошибок,но не подумала, что будет с ее младшим братом. И вдруг, когда Даня хочет выпрыгнуть с балкона, звонок в дверь, Даня чудом слышит звонок и открывает дверь...А там та, рыженькая девочка, которую спасла Кира..Получается погибнув, она спасла не только жизнь ребенка, но и своего брата...А что будет с ним дальше никто не знает..Грустный конец фильма...Весь фильм я переживала, и многое мне было не понятно..Как она попала в прошлое, как она его изменила...

    ОтветитьУдалить
  10. Никитина Алёна ППО-42
    Фильм «За тобой» показался очень тяжелым для меня. На протяжении всего фильма я чувствовала сильное напряжение, сопереживание, боязнь за главных героев. Фильм показал сложную жизнь двух детей, оставшихся сиротами. Кира - старшая дочь, которая пыталась воспитывать своего младшего брата Максима, который из-за потери родителей перестал говорить и ходить.
    Кира пытается вернуть своего брата к жизни, но по сути дела она сама нуждается в помощи, так. Как сама не осознает всей реальности. Оставив ключи дома, она возвращается из-за боязни того, что Максим что-то может сделать с собой, и стучит тихонечко в дверь. Возникает недоумение: с какой целью она стучит? Ведь он ее не слышит! Затем она собирается ехать за запасными ключами куда-то далеко – 3 часа езды только в одну сторону! Отсюда и просится вывод, что она совсем не понимает происходящего.
    По сюжету фильма складывается впечатление, что Максим винит во всем Киру. Поэтому он и хочет назло ей, совершить самоубийство.
    Много было вопросов, недоумений, когда стала меняться картина из настоящего в мир фантазий Киры, где она пытается изменить все те ошибки, которые совершила…
    Конец фильма был совершенно непредсказуемый. После своих переносов в прошлое Кира решила спасти жизнь девочке, попав сама под машину, но при этом эта девочка смогла спасти от самоубийства Максима…
    Данный фильм оставил большой след в моей памяти и заставил о многом задуматься.

    ОтветитьУдалить
  11. Воронина Алена, ППО-42
    Данная кинолента мне напомнила американский фильм «Эффект бабочки». Каждое наше действие, поступок, сказанное слово предопределяют нашу судьбу. Наша жизнь как огромное дерево, и совершив какой-то поступок, ты повернешь на определенную ветвь, с которой уже не свернуть и ничего не исправить.
    Девушка Кира воспитывает одна брата-инвалида. Родители погибли в автокатастрофе, именно это известие и стало причиной конвенционального расстройства мальчика. Кира чувствует вину за это происшествие, за все плохое, что случилось с ее семьей. В ее голове прокручиваются сюжеты их жизни, она пытается исправить их, чтобы всего этого не случилось. Она живет прошлым, не понимая, что настоящее еще осталось – ее брат. Она не оставила его в больнице, но и практически не уделяет ему времени, внимания, оставляет его одного.
    Размышляя над своими ошибками, она все-таки сделала добрый поступок – спасла девочку, погибая при этом. А эта рыжеволосая девчушка, как я думаю, спасла мальчика, который хотел спрыгнуть с балкона. Думаю, если бы Кира не пожертвовала собой ради спасения девочки, мальчик бы погиб, и тогда она не смогла бы себе это простить.
    Финал же фильма требует продолжения. Девушка погибает, а мальчик остается один. Что с ним будет, как сложится его дальнейшая жизнь? Остается только размышлять.

    ОтветитьУдалить
  12. Фильм "За тобой" очень глубокий по своему содержанию, но тяжелый для восприятия.
    Главными героями являются Максим, ставшим инвалидом вследствие потери родителей, и Кира - старшая дочь. Ей пришлось нелегко, воспитывала Максима одна, так как родители погибли в автокатастрофе.
    Кира оказывается перед выбором: спасти свою жизнь или ухаживать за своим братом, ставшим инвалидом.
    Фильм заканчивается не понятно..Остается очень много вопросов по фильму, что же будет с ними в будущем.
    Данный фильм заставил меня обо многом задуматься, не оставил равнодушным.

    Евтюгина Елена. ППО-42.

    ОтветитьУдалить
  13. Сулейманова Леман, ППО-42.
    Фильм "За тобой" на меня произвёл очень сильные впечатления. Когда я смотрела этот фильм я задумывалась, о том, как устроен человек, его психика, поведение, мысли и поступки. Задумываешься о том, что надо жить так, не делать того о чём потом будешь жалеть очень долго, раскаиваться потом, мучаться чувством вины и тем что больше ничего нельзя исправить, о том, что надо ценить то что у тебя есть. Во время просмотра данного фильма я думала о том, что надо ценить каждый миг жизни, ценить всё то что у тебя есть: семья, здоровье, друзья, любовь и др. и стараться это уберечь не только от других но и от самого себя. Так и произошло с главной героиней Кирой. Постоянные её возвраты в прошлое подтверждают это, т.к. в мыслях очень болезненны, она мучалась, хотела бы всё изменить, но уже было поздно. Что же касается насчёт поступка с девочкой я считаю это желание искупить вину и прекратить ощущать боль.

    ОтветитьУдалить
  14. Фильм "За тобой" я смотрела первый раз. Для моего восприятия он показался тяжелым.
    Смысл состоит в том, что нужно ценить жизнь, радоваться каждому прожитому дню.
    Молодая девушка Кира одна воспитывает своего младшего брата, который стал инвалидом после того, как родители погибли в автокатастрофе.
    У Киры были варианты дальнейшего пути, однако она не бросила брата и во всем ему помогала.
    Печальный конец фильма, Кира спасает девочку, при этом погибает сама.
    Интересно узнать продолжение. Что же будет с мальчиком?Ведь он остался совсем один.


    Евтюгина Елена. ППО-42.

    ОтветитьУдалить
  15. Комарова Арина ППО-42
    Данный фильм я смотрела второй раз и даже не смотря на это снова переживала очень сильные эмоции. Слезы невольно скатывались по щекам.
    Фильм "За тобой" заставляет думать, вспоминать свою жизнь,анализировать свои поступки,именно повседневные. Когда ссоришься и обижаешь близких, даже не зад умываешься, что может что то случиться. А фильм помогает это понять и заставляет ценить то что у тебя есть.
    Главная героиня,которая после гибели родителей полностью посвятила себя брату, до конца верила,что поступает правильно, не смотря на разного рода упреки со стороны окружающих. И это " быстрое взросление", которое обычно бывает после сильного потрясения, позволило ей сделать самый главный выбор в жизни.

    ОтветитьУдалить
  16. Данный фильм не произвел на меня никакого впечатления. Он похож на музыкальный клип, который слишком затянулся. Актриса сыграла очень хорошо, передала все эмоции героини.
    Мне всегда было тяжело смотреть фильмы подобного рода. Они вызывают у меня тоску и скуку. В жизни и так хватает сильных переживаний, поэтому я стараюсь такие фильмы не смотреть.

    ОтветитьУдалить
  17. Борецкая Светлана ППО-42
    Данный фильм «За тобой» произвёл на меня, действительно, большое впечатление! На протяжении просмотра я очень глубоко погрузилась в сюжет фильма, переживая вместе с героями всю палитру чувств и эмоций.
    Что в жизни не бывает, какие испытания не выпадают на нашу долю, все мы по-разному, абсолютно, преодолеваем жизненные трудности!
    Фильм «За тобой» поднимает очень существенный вопрос: «Как далеко бы вы последовали за человеком, который является для вас самым важным на свете? И Кира готова на всё, чтобы облегчить жизнь брата, она чувствует себя виноватой в том, что её родителей нет, а брат Данька парализован!
    В такой ситуации невольно думаешь: «Если бы можно было вернуть всё назад! И фильм об этом! О том, что за каждой цепочкой выборов и поступков следуют определённые последствия и далеко неприятные, сложные, невыносимые, которые погружаются на хрупкие плечи и волей-неволей приходится жить дальше с этим грузом тяжести, нести «свой крест», как это и случилось с главными героями Кирой и Данькой!
    Фильм глубокий и многогранный, поднимающий столько жизненных тем, затрагивающий столько душевных струн…Действительно, зачастую, мы сожалеем о некоторых поступках, за которые виним и казним себя и которые, по факту, уже невозможно исправить, как бы этого нам сильно не хотелось, как бы мы не страдали…Всего лишь один «прекрасный» момент может поменять привычный жизненный уклад, сломать его вдребезги, и самое горестное – это увести из нашей жизни дорогих и любимых людей!
    Это фильм-сожаление! Фильм-раскаяние! Никак иначе!
    Цените жизнь и всё самое прекрасное, что в ней есть! Цените каждый прожитый момент, мгновение собственной жизни! Берегите дорогих и любимых вам людей! Это, действительно, сильные слова!
    «Что имеем, НЕ БЕРЕЖЁМ, а потерявши, ПЛАЧЕМ!»
    Фильм оставил неизгладимое впечатление и отпечаток на сердце!

    ОтветитьУдалить

Спасибо, что решили принять участие в обсуждении! Ваш комментарий будет опубликован при следующих условиях: он написан на литературном русском языке, соответствует теме форума - рассказывает про Ваши впечатления о фильме и при этом не нарушает законодательство РФ.