Страницы раздела "Психологическое кино"

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМ БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ В МИРЕ, ОТРАЖАЕМЫХ СОВРЕМЕННЫМ КИНЕМАТОГРАФОМ

В течение десяти лет я веду небольшой тренинг для специалистов, обучающихся практике психологической помощи. В основном, это студенты-психологи, избравшие специализацию в области индивидуального, группового или семейного психологического консультирования. К сожалению, обучение в вузе не обеспечивает возможности систематического наблюдения и осмысления проблемных жизненных ситуаций реальных клиентов.

Просмотр и обсуждение фильмов, раскрывающих жизненные проблемы наших современников, в какой-то степени позволяет компенсировать этот недостаток - дискуссии об увиденном заметно развивают умение анализировать процесс межличностного взаимодействия, мотивы и смысл человеческих поступков, понимать закономерности, определяющие поведение человека в социальном окружении.

Предметом для наблюдения и анализа здесь являются персонажи специально отобранных художественных фильмов. В ряде случаев эти фильмы сняты на основе реально происшедших событий; другие — являются авторскими попытками отразить средствами киноязыка актуальные реально существующие проблемы современного человека.

В первом разделе блога представлены эссе, напсанные и выложенные участниками семинара-тренинга после просмотра и обсуждения некоторых фильмов.

Второй раздел содержит список "психологических" фильмов, которые я собрал и оформил в подобие тематического справочника на основе публикаций в теме "Психологическое кино" на форуме В17
http://www.b17.ru/forum/topic.php?id=13&prt=395

Уважаемые гости, приглашаю вас принять участие в обсуждении "психологического кино"! Если вы видели какие-то из представленных здесь фильмов, и хотите поделиться своими впечатлениями, - просто добавьте свой комментарий, регистрация при этом не требуется!

В публикациях сохраняется исходная орфография и пунктуация, литературная редакция не осуществляется.

Сообщения, содержащие обсценную лексику, оскорбления или экстремистские призывы не публикуются.



Тюремный эксперимент в Стэнфорде / The Stanford Prison Experiment

год 2015
страна США
режиссер Кайл Патрик Альварез
сценарий Тим Тэлботт, Philip Zimbardo
продюсер Лорен Братман, Брент Эмери, Лиззи Фридман, ...
оператор Джас Шелтон
композитор Эндрю Хьюит
художник Гари Барбоза, Андрес Кубиллан, Лиза Томшешин, ...
монтаж Кайл Патрик Альварез
жанр триллер, драма, биография, история
премьера (мир) 26 января 2015
время 122 мин. / 02:02

27 комментариев:

  1. Кашинцева Алёна ППО-42
    Мне данный фильм очень понравился. На протяжении всего фильма присутствовал интерес. После просмотра можно о многом поразмышлять. Он ещё раз подтвердил моё мнение что тюрьма не исправляет человека, а делает его ещё хуже. В моей голове возникли мысли о том смогла бы я пережить такой эксперимент. Думаю, что смогла бы,но до конца не уверена в том, изменилось бы мое поведение или нет.

    ОтветитьУдалить
  2. Падерина Марина (гр.ППО-41)
    Тяжелый фильм. Заставляет задуматься над тем, как меняется человек в различных условиях и в зависимости от данной ему роли. Я испытывала в ходе просмотра чувство страха, иногда - чувство стыда. На протяжении всего фильма в голове крутился вопрос: "Как далеко всё это зайдет?". На самом деле, такие "заключенные" и "надзиратели" есть в любом коллективе людей, в различных сферах жизни общества. Каждый сам выбирает себе роль.Есть повод задуматься, как бы я поступила, будучи в роли "заключенного"/"надзирателя"...

    ОтветитьУдалить
  3. Парамонова Алёна (ППО-42)
    Несомненно, фильм интересный. На протяжении всей картины я испытывала напряжение, страх за каждого героя, особенно за заключённых, которым "доставалось" больше всех. В течении фильма в голове крутились вопросы: "Если это всего лишь эксперимент, то почему руководители допускают негуманное обращение студентов друг к другу? И даже те, кто находился под стражей, терпели такое жестокое к себе обращение? Неужели им это нравится? Неужели за деньги можно терпеть такие унижения?" Последние сцены фильмы вызывали стыд и даже отвращение ко всем участникам эксперимента, т.к. одни это делают, другие допускают, а третьи вообще тупо подчиняются. Я считаю, что тема фильма актуальна и сейчас, т.к. злоупотребление властью проявляется и в нашем обществе. Фильм даёт мне понимание того, как власть действует на человека, который получает её. Люди не знают своих пределов, и думая, что окажутся безнаказанными совершают порой очень скверные поступки.

    ОтветитьУдалить
  4. Афиногенова Ольга ППО-41.1.
    Данный фильм мне не очень понравился, так как мне он показался очень тяжёлым. Когда я смотрела этот фильм, у меня возникали только отрицательные эмоции. Также возникал страх, потому что было непонятно, к чему всё это может привести. Я не представляю, что было бы, если эксперимент продолжался бы, как было изначально запланировано. У меня возникало чувство жалости и к заключенным, и к охранникам. Естественно, те, кто были надзирателями, проявляли всячески свою власть, издеваясь над "заключенными", а те, кто проводил эксперимент, просто по камерам наблюдали за этим безобразием, ничего не пытаясь остановить. Некоторые решили отказаться, им уже были не нужны деньги. По моему мнению, никакие деньги не смогут заменить свободу. Если бы мне предложили участвовать в таком эксперименте, я бы отказалась. Я не представляю себя ни в роли надзирателя, ни в роли заключённого.
    Стенфордский эксперимент – удивительная затея с невероятными результатами.

    ОтветитьУдалить
  5. Семенкова Оксана, ППО- 41
    Фильм является интересным и наполненным смыслом. На протяжении просмотра я испытывала напряжение. В большей степени я переживала и испытывала страх за " заключенных" в моментах, когда над ними морально издевались "надзиратели". По отношению к "надзирателям" чувствовала злобу и ненависть, в данных эпизодах. Мне хотелось остановить данный эксперимент, когда я понимала, что участники психологически уже не выдерживают данного влияния на них. Фильм заставил меня задуматься над тем, как же все - таки конкретные социальные роли, выполняемые людьми, влияют на их самосознание и поведение кардинальным образом.

    ОтветитьУдалить
  6. Дербина Алёна ППО-41.1.
    Этот фильм мне однозначно понравился. Задумка довольно интересная и правдивая. Сюжет на мой взгляд оригинальный. Захватывающий и интригующий. Держит в напряжение. Много неожиданных сцен. Не предсказуемый и это не мало важно.
    Эксперимент, положенный в основу фильма, заключался в том, чтобы создать симуляцию тюрьмы и посмотреть, как будут вести себя в таких условиях добровольцы, ставшие либо надзирателями, либо заключёнными. Поначалу все думали, что это несерьёзная игра, но уже на второй день ярко ощущалось, что всё реально.
    Надзиратели вошли во вкус, заключённые не выдерживали давления. Невероятно занимательно наблюдать за развитием событий, невольно представляешь себя на месте тех людей, боишься, чувствуешь их унижение, ужасаешься, переживаешь, возмущаешься. Такая картина не может оставить равнодушной. Задаюсь вопросом, а как я бы вела себя в этих ролях???
    Этот эксперимент должен был закончиться через две недели, но закончился через 6 дней из-за того что участники эксперимента стали воспринимать происходящее как реальность и вжились в свои роли чрезмерно.
    Вообще для меня было удивительно, как быстро люди вжились в роль тюремных надзирателей, буквально за 1 день, чего не скажешь о заключенных. Думаю, заключенным их роль далась сложнее, они не подозревали, на что они соглашаются.
    Но фильм мне дал понять, как всё-таки портит власть людей. Получив власть, человек меняется на глазах, это уже другой человек. Но все же люди разные и кто-то подвержен деструктивному влиянию власти больше, кто-то меньше. Думаю, посмотрев данный фильм, каждый сделает свои выводы.

    ОтветитьУдалить
  7. Баева Лаура (ППО41).
    После просмотра данного фильма я испытывала бурю эмоций.
    В основном я испытывала отрицательные эмоции: страх и сострадание по отношению к заключённым, ненависть и злость по отношению к охранникам. В начале участниками эксперимент воспринимался как игра, но как только охранники почувствовали власть, начали превышать свои полномочия, превращаясь в жестоких садистов.
    К концу фильма как только завершили эксперимент(раньше времени) я почувствовала лёгкость, так как все закончено.
    Все таки тюремный эксперимент показал определённые результаты.

    ОтветитьУдалить
  8. Насоновская Анжелика ППО-41
    Фильм оправдал все мои ожидания. Прекрасный актерский состав. Нет грубых искажений истории Стенфордского эксперимента, как это часто бывает в экранизации картин,основанных на реальных событиях.
    Эксперимент, положенный в основу фильма, заключался в том, чтобы создать симуляцию тюрьмы и посмотреть, как будут вести себя в этих условиях добровольцы, ставшие надзирателями и заключёнными.В начале все думали, что это несерьёзная игра, но уже на второй день поняли, что всё действительно реально. Надзиратели быстро вошли в роль, заключенные не выдерживали давления.
    При просмотре фильма я испытывала напряжение, ощущение опасности, сочувствие, гнев и прочий спектр эмоций.
    В то же время я понимала, что не могу оценивать и осуждать как надзирателей, так и заключенных. Ведь все они до начала эксперимента были равны. Неизвестно, как бы мы повели себя в данной ситуации. Дело не в самих студентах, а в том, какие полномочия они имеют. Во время просмотра фильма, выдвигаются вопросы о влиянии на человека власти, его авторитета. Каким бы спокойным и безобидным ни был человек в реальной жизни, дав ему определенные полномочия и власть, он может проявить себя достаточно авторитарной, безжалостной личностью.
    В завершение, хочу отметить, что фильм достаточно четко передает всю суть эксперимента, зрителю передаются эмоции героев. Для меня этот фильм показался захватывающим, интересным и познавательным.

    ОтветитьУдалить
  9. Шумило Ксения,ППО-41
    Один из самых интересных фильмов в плане психологии. На мой взгляд, он наиболее полно отражает модель поведения "надзиратель"/"заключенный", охватывая обе стороны.
    Сюжет заключается в рандомном делении испытуемых на "надзирателей" и "заключенных". По мере продвижения сюжетной линии ситуация накаляется, "надзиратели" выходят за рамки оговоренных ранее правил. Основное противоречие, которое оголяет фильм в рамках этой модели, заключается в том, что "заключенные" недовольные поведением "надзирателей" не предпринимают попыток прекратить их действия. Эксперимент настолько подавляет личность обеих сторон, что они полностью вживаются в роли.
    На протяжении всего фильма я чувствовала напряжение и интерес к происходящему. Фильм снят таким образом, что основные этапы изменения поведения становятся заметны и это помогает проследить тенденцию.
    Фильм показывает то, как роль влияет, изменяет личность человека, и как человек чувствует себя после ее сбрасывания.

    ОтветитьУдалить
  10. Верещагина Екатерина ППО-41
    Во время просмотра фильма я испытывала чувства страха, за "заключенных". Иногда их становилось жалко. Так же весь фильм вызывал чувство напряжения.
    Охранники вжились в роль прямо-таки с первых секунд: безнаказанность, природные садистские наклонности, сопротивление или отсутствие сопротивления заключенных распаляли их все больше и больше. Заключенные в долгу не оставались: психологически несдержанный, дерзкий бунтарь Номер 8612 поднял революцию, но не выдержал на второй день до мощного психологического срыва и его отпустили из эксперимента. Непредсказуемые повороты событий, изощренная садистская фантазия нескольких охранников, которые ради возможности поиздеваться над ближним выходили на работу не в свою смену или оставались на сверхурочные неоплачиваемые дежурства. Все эти моменты вызвали у меня, в какой-то степени чувство отвращения, к "надзирателям".
    Такие роли есть в каждом обществе. Я задумалась над тем, как люди меняют свое отношения к людям, когда им дают власть.

    ОтветитьУдалить
  11. Чистоткина Ольга (ППО-41)
    Достаточно своеобразный фильм, по большей части о психологии человеческого сознания. Непредсказуемые повороты событий, изощренная садистская фантазия нескольких охранников, которые ради возможности поиздеваться над ближним выходили на работу не в свою смену или оставались на сверхурочные неоплачиваемые дежурства – все это наводило на меня какой-то страх. Я удивлялась, как же быстро «надзиратели» вжились в свою роль.
    В фильме делается большой акцент на деталях: эмоции, переживания. Чего только стоят слезы профессора, столь бредившего этим экспериментом.
    Красок особых в фильме нет. Все в серо-бежевых унылых тонах, что идеально подчеркивает тюремную, унылую атмосферу.
    В целом, любителям психологических триллеров, советую посмотреть.

    ОтветитьУдалить
  12. Пановой Марии ППО-41
    Эксперимент показанный в фильме был проведен американским психологом Филиппом Зимбардо в 1971. Этот эксперимент должен был закончиться через две недели, но закончился через 6 дней из-за того что участники эксперимента стали воспринимать происходящее как реальность и вжились в свои роли чрезмерно. Я удивилась, как быстро люди вжились в роль тюремных надзирателей, чего не скажешь о заключенных.
    После просмотра фильма я еще раз убедилась, как портит власть большинство людей. Думаю посмотрев данный фильм, каждый сделает свои выводы относительно своего поведения в подобный ситуациях.

    ОтветитьУдалить
  13. Вилкова Ксения ППО-41
    Фильм интересный, но смотреть тяжеловато. На протяжении всего фильма мне было тревожно, я испытывала страх за "заключенных ".
    Было бы интересно посмотреть, если эти группы потом поменяли бы местами. Как бы стали вести себя "заключенные" на месте "надзирателей"?
    Наверное, главное в фильме, что далеко не каждому человеку можно доверить власть. В общем, есть над чем задуматься.

    ОтветитьУдалить
  14. Крюкова Анна, ППО-42.
    Фильм показался мне интересным, несмотря на жестокость со стороны надзирателей. Фильм показывает, на что могут пойти люди в трудных ситуациях и ради денег.Я была очень удивлена тому, что испытуемые смогли вжиться в свои роли, особенно надзиратели. Не понятны их агрессия, насильственные действия.
    Стоит задуматься, как могут меняться люди под воздействием других, ведь можно было остановить эксперимент.
    Пугает то, что если это происходило в выдуманной тюрьме, то что же происходит в реальных?

    ОтветитьУдалить
  15. Кузьмина Елена, ППО-41.
    Данный фильм показался мне достаточно не простым для просмотра. Нам был показан психологический эксперимент, проводимый психологом Филиппом Зимбардо. Эксперимент представлял собой исследование реакции человека на ограничение его свободы, демонстрировалось то, каким образом влияние на поведение человека оказывает навязывание ему конкретной социальной роли.
    На протяжении всей картины у меня возникали разные чувства по отношению к действующим лицам. Это было и чувство ненависти, и непонимания из-за действий и поведения "надзирателей". Чувство жалости по отношению к "заключенным"... Удивительно, что ради денег люди готовы были вытерпеть такие моральные унижения. И опыт так и продолжался. Очередной эксперимент заставил меня задуматься об истинной природе человеческих мотивов, сущности самого человека. Сложно сказать, согласилась бы я поучаствовать в данном эксперименте... Думаю, что скорее нет. Вряд ли я бы смогла вытерпеть подобное давление на свою психику.
    Считаю данный фильм очень полезным к просмотру для студентов-психологов.

    ОтветитьУдалить
  16. Лосева Мария ППО-41.
    Фильм воссоздает не только суть эксперимента но и атмосферу того времени, когда это событие произошло. И это большой плюс, так как все это приближает нас к первоисточнику. Грамотно подобраны молодые актеры отлично справляются со своей ролью. Каждый персонаж это интересный герой. Несмотря на то, что фильм не обладает динамикой и экшеном смотреть его одно сплошное удовольствие.
    Шикарный психологический триллер снят на реальных событиях, который интересно смотреть и который снят в интересной манере.

    ОтветитьУдалить
  17. Никитина Диана, ППО-41
    Фильм любопытный, и большую часть времени держал меня в напряжении.
    Мне было интересно посмотреть, как меняется личность в зависимости от наличия власти. И не смотря на то, что сам эксперимент пришлось прервать, не доведя его даже до середины, я многое увидела. Это заставило меня задуматься над тем, как я бы поступила, будучи надзирателем или заключенным.
    Мне была непонятна слепая убежденность доктора Зимбарго в своей правоте и в том, что он игнорировал многие минусы своего эксперимента. Результат был очень важен для него на столько, что он готов был терять близких ему людей.
    После окончания эксперимента участники сели за общий стол так, как были распределены роли: надзиратели напротив заключенных. Мне кажется, что многие так и будут друг друга воспринимать, ведь они узнали темные стороны этих людей.

    ОтветитьУдалить
  18. Золотилова Елена ППО-41.1
    Фильм о том, как психологи любят нравственно глумиться над людьми. Исход был известен, поэтому во время просмотра особого напряжения я не испытывала. История рассказана четко. Люди, события, реальность "тех времен" показаны, на мой взгляд, максимально реалистично, если сравнивать с другими фильмами о данном эксперименте. Несмотря на отсутствие экшна моё фильм удерживал мое внимание. Строго и лаконично кинокартина Альвареза передала именно то, что и нужно было передать.
    Я бы и сама попробовала воплотить данный эксперимент в жизнь. Но думаю, что современные принципы психологии вряд ли позволят мне сделать это.

    ОтветитьУдалить
  19. Вииноградова А. П. ППО-41
    Фильм показался мне немого затянутым, но он прекрасно показывает насколько жестокими могут быть люди в определенных условиях, занимая определенные роли. На протяжении Фильма я испытывала страх, ненависть, сострадание, жалость, удивление..
    Меня крайне удивило то, что люди могли покинуть эксперимент в любой момент, но они этого не делали. Мне было любопытно наблюдать за тем, как участники вживались в роли заключенных и надзирателей, как ужесточался контроль и издевательство надзирателей, и как заключенные протестовали и противостояли им. Этот фильм заставляет задуматься о том, как социальные роли влияют на жизни людей.

    ОтветитьУдалить
  20. Пеструхин ППО42
    Еще один фильм, снятый по мотивам эксперимента в Стэнфорде. Снятый красиво, качественно но, на мой взгляд слишком художественно. От этого нет привязанности к персонажам и должного переживания, т.к. на протяжении всего фильма в голове обитает понимание, что это всего лишь фильм. (В этом плане больше эмоций вызывает фильм «Эксперимент», хоть там добавлены сцены из романа)
    В целом фильм раскрывает идею о том, что власть может изменить любого человека. И чем больше власть и чем она дольше длится, тем меньше человек обращает внимание на предписанные нормы и морали, и действует лишь, так как ему удобно. Фильм интересный, было бы полезно показывать похожие фильмы людям, встающим на высокую должность.

    ОтветитьУдалить
  21. Шульгина Лера ППО-42
    Для меня этот фильм показался сложным. Я его смотрела с напряжением. У меня присутствовали негативные эмоции и постоянное напряжение. В начале мне было интересно как будет происходить эксперимент. Участники быстро вжились в роль, но когда охранники начали понимать, что им все можно, у меня появилось чувство жалости к осужденным. Я задумалась с какой психологической травмой они закончат эксперимент и как они будут после этого жить дальше. Я считаю, что психолог проводивший эксперимент переступил грань. Он не должен был допускать такого беспредела. В целом фильм интересный, поучительный. Заставляет задуматься как дороги свобода и права человека. Я бы посоветовала показывать этот фильм людям отступившимся, что бы они подумали к чему это может привести т. к. если студенты не разу не переступившие закон так себя ведут, непонятно что творится в настоящей тюрьме.

    ОтветитьУдалить
  22. Иванова Надежда ППО-41
    Этот фильм произвел на меня негативное впечатление, потому что я еще раз осознала и поняла , к чему приводит власть. На протяжении всего фильма мне хотелось завершить эксперимент. Мне было очень жаль "заключенных", я испытывала неприязнь к " охране" , хотя осознавала что это обычные студенты, которые пошли на это чтобы подзаработать. Пересматривать данный фильм я бы не стала.

    ОтветитьУдалить
  23. Кузьмина Елена, ППО-41.
    Здесь нам демонстрируется эксперимент профессора Филипа Зимбардо, в ходе которого несколько молодых людей примеряют на себя роли надзирателей и заключенных в тюрьме, искусственно воссозданной прямо в стенах университета. Целью данного эксперимента было изучить, как меняется психология человека, когда он предстает в роли заключенного или надзирателя.
    Не понадобилось много времени, чтобы надзиратели установили жесткий тоталитарный контроль над заключенными, которые в свою очередь очень быстро лишились индивидуальности и воли к сопротивлению. Меня поразило то , что эксперимент продолжался до конца и "заключенные" продолжали терпеть все издевательства со стороны надзирателей.. Не думаю, что деньги стоили такого унижения.
    Если бы меня пригласили поучаствовать в данном эксперименте и предложили немаленькую сумму, думаю, что я отказалась бы в любом случае.

    ОтветитьУдалить
  24. Цветкова Полина ППО-41
    Фильм для меня был волнительным и местами тяжелым...
    Фильм задает тему для раздумий о жестокости человеческой сути и власти, которая большинство людей портит.Когда человеку позволяют полную свободу в действии и он чувствует свою безнаказанность, плюс приправить это все капелькой власти и... а глазах меняется его поведение. И на протяжении фильма возникает некая неприязнь к надзирателям, но
    я думаю что если поменять местами команды участников, то ситуация сложилась все равно таким же образом.
    Очень интересный фильм, дающий не малую почву для рассуждений.

    ОтветитьУдалить
  25. Ли Евгения ППО 41
    Данный фильм о психологии человеческого сознания, где просто решили узнать, как будет вести себя обычный человек, которого закрыли в клетке и ему по воле судьбы пришлось сидеть взаперти, в данном случаи всё обусловлено экспериментом, приближенном к реальности. Отчасти картина не плоха, так как показывает, что было бы если человеку дали власть хоть и такую маленькую, как быть в роли охранника и командовать над группой людей, заставляя их выполнять несвойственные для них команды, которые они делали в обычной жизни. Или же другая ситуация, в которой человеку выпало роль быть заключенного и быть сдержанным и тихим либо проявить себя и показать, что он выше охранников и им нельзя помыкать.

    ОтветитьУдалить
  26. Пашичева Анна ППО-42
    Сюжет фильма на первый взгляд кажется простым: профессор проводит эксперимент с участием студентов, казалось бы, что может пойти не так… однако в скором времени становится понятно, все идет не так. В фильме представлены две противоположные стороны: заключенные, которые должны подчиняться правилам, и охранники, которые следят за соблюдением правил. Изначально один из заключенных не особо серьезно принимает свою роль, а некоторые охранники наоборот, через чур серьезно. Для меня было шоком то, что никто не пытался вмешаться, особенно организатор данного эксперимента. Почувствовав свою силу и безнаказанность, охранники выходят за все установленные обществом рамки.
    Поражает то, на сколько быстро произошли такие быстрые изменения с людьми. Важным моментом, отраженным в фильме, был тот момент, что участники были разделены на группы лишь простым жребием. Это показывает, на сколько сильно человек может вжиться в навязанную ему роль.

    ОтветитьУдалить
  27. Ли Евгения ППО 41
    Эксперимент, положенный в основу фильма, как верно написано в описании, заключался в том, чтобы создать симуляцию тюрьмы и посмотреть, как будут вести себя в таких условиях добровольцы, ставшие либо надзирателями, либо заключёнными. Поначалу все думали, что это несерьёзная игра, но уже на второй день ярко ощущалось, что всё реально. Действительно реально.
    Надзиратели вошли во вкус, заключённые не выдерживали давления. Невероятно занимательно наблюдать за развитием событий, невольно представляешь себя на месте тех людей, боишься, чувствуешь их унижение, ужасаешься, переживаешь, возмущаешься.. Такая картина не может оставить равнодушной.

    ОтветитьУдалить

Спасибо, что решили принять участие в обсуждении! Ваш комментарий будет опубликован при следующих условиях: он написан на литературном русском языке, соответствует теме форума - рассказывает про Ваши впечатления о фильме и при этом не нарушает законодательство РФ.